Композитор Айк Бояджян не может придумать лучший способ отметить столетие Геноцида армян в 2015 году как с помощью музыки и искусства. В конце концов, он говорит, что это универсальный язык. Живущий в Лексингтоне (Массачусетс, США) композитор поделился с корреспондентом «The Armenian Weekly» мыслями о своей выдающейся карьере. После иммиграции из Аргентины в 1958 году Бояджян занял свою нишу в мире классической музыки – от камерной до симфонической. 73-летний композитор живет в Лексингтоне со своей женой Бриджит и в настоящее время работает над «Армянской сюитой». У них есть дочь и два внука. Новости Армении – NEWS.am приводит отрывки из интервью с композитором:

Когда началась Ваша любовь к музыке?

В 16 лет, когда я рос в Буэнос-Айресе. Мой отец был портным. Моя мать занималась шитьем. Нас было четверо братьев, ни один из остальных братьев не стал музыкантом. Я начал слушать классическую музыку и уже никогда не останавливался.

Как бы Вы классифицировали свою музыку?

Современные классические произведения, которые охватывают это столетие.

Есть ли спрос на нее?

Ограниченный. Даже во времена Бетховена спрос был ограниченным. Больше людей слушают эту музыку сегодня, чем во времена Бетховена, благодаря массовым коммуникациям и технологиям, которые у нас есть.

Обращались ли к Вам армянские группы, чтобы Вы сочинили музыку?

Только два раза за последние 40 лет. В первый раз – для собора Святого Вартана в Нью-Йорке, музыка была посвящена мученикам, а во второй раз – для церкви Святого Иакова, когда поэт Ованес Шираз умер в 1980 году; это была пьеса для трубы и ударных, которая позже была исполнена в Ереване. Меня больше принимает американское сообщество, и это беспокоит меня.

Кого Вы уважаете как современного армянского композитора?

Тиграна Мансуряна из Еревана. Он самый выдающийся композитор этого поколения. А также Левона Чавушяна, тоже из Еревана.

Сколько раз Вы бывали в Армении?

Десять. Я еду туда, чтобы посещать моих друзей-композиторов и давать концерт. Мне также нравится туризм в Армении.

Каковы Ваши впечатления от Армении?

С экономической точки зрения условия трудные из-за отсутствия финансирования. Если бы Армения имела открытую границу, это было бы в ее пользу. У нас большой прогресс в плане образа жизни в сравнении с предыдущим поколением. Но искусство страдает. Люди не имеют средств, чтобы посещать концерты. Исполнителям недоплачивают. Хорошие музыканты уезжают, чтобы играть в другом месте. Спасает туризм.

Как мы должны отметить столетие Геноцида армян в 2015 году?

Мультикультурным мероприятием с участием всех армянских церквей и организаций вместе, которое выйдет за рамки нашего дела и покажет нас в массовом порядке большему американскому сообществу. Обратим внимание на искусство и музыку. С помощью этих средств мы сможем передать наши чувства таким образом, что другие могут принять. Эти средства говорят на универсальном языке.