News
Лента
News
Суббота
Апрель 27
Вся лента

Выделяемых на науку денег мало, но все относительно: если в 2007 году бюджет науки составлял примерно 5,6 млн драмов, то в этом году он уже составил 11,5 млрд драмов. Этого роста недостаточно, просто наша страна не в состоянии сделать больше, понимаете, не может. Если бы на науку сейчас выделили 20 млрд драмов, значит, их пришлось бы урезать из других сфер. Об этом в беседе с корреспондентом Новости Армении – NEWS.am сказал председатель Государственного  комитета науки Министерства образования и науки Армении Самвел Арутюнян.

Господин Арутюнян, ученые постоянно слышат объяснения, что финансирование науки в Армении недостаточное, поскольку государство не имеет возможности платить больше. Но есть мнение, что эти обоснования не очень искренни. Понятно, конечно, что у страны ограниченный бюджет, есть социальные расходы, есть армия, но есть также вопрос отношения. Что Вы скажете об этом?

Я согласен, денег мало. Сегодня нам дают 25 млн долларов в год, но если бы дали 150 миллионов, все равно было бы мало, поскольку проблем очень много. Но у страны очень много социальных проблем, есть вопрос обеспечения безопасности государства, в конце концов, у нас была зона бедствия…

Если бы географически мы находились в центре Европы, у нас не было бы соседа -вражеского государства, я бы разделял Вашу точку зрения. Кончено, было бы хорошо, если бы денег было больше, но надо понимать, почему их мало. 

Я просто хочу сказать, что выражение «нет денег» не совсем искреннее, в стране деньги есть в определенном количестве, просто есть вопрос их распределения…Если между уровнем благосостояния ученого и власть имущего есть колоссальная разница, значит, в этой стране что-то построено не так. Если средств мало – их должно быть мало для всех…

Я еще раз повторю, денег мало, но все относительно: если в 2007 году бюджет науки составлял примерно 5,6 млн драмов, то в этом году он уже составил 11,5 млрд драмов. Этого роста недостаточно, просто наша страна не в состоянии сделать больше, понимаете, не может. Если бы на науку сейчас выделили 20 млрд драмов, значит, их пришлось бы урезать из других сфер.

В любом случае, есть расходы, которые можно было бы сократить для поддержки такой важной сферы, как наука…

Я прекрасно знаю, где какие суммы тратятся, другое дело, что есть вопрос не распыления этих средств, много вопросов есть… Но ко всему этому следует подходить не с сарказмом, а содействовать решению проблем. Я лично в возглавляемой мной сфере делаю все возможное, чтобы средства не распылялись.

Да, деньги во многих местах тратятся не оптимально. Есть такое. У государства есть свои проблемы, их следует решать, но решать спокойно, без агрессивных обвинений.

Например, в этом году мы хотели повысить выплату ученым за степени: докторам с 20 000 до 50 000 драмов, а кандидатам – с 10 000 до 30 000 драмов но не смогли сделать, не смогли изыскать суммы.

Есть также мнение, что в научно-исследовательских институтах зарплаты маленькие по вине директоров, то есть, они могут платить больше, но не делают этого, содержат «пенсионеров» или «мертвые души». Есть такое?

Возможно, есть, и именно поэтому мы настаиваем на необходимости оптимизации сферы науки. Есть люди, которые ничего не делают, но их очень мало.

Сегодня в Армении число вовлеченных в сферу науки людей составляет 6,5 тысячи. Сюда входит также обслуживающий персонал, то есть, число научных сотрудников составляет где-то половину от этого числа. В любой стране вместе с активно работающими учеными бывает также фон в соотношении 1/3 -2/3. Я уверен, что в Армении в этих 3-4 тысячах число активных научных работников намного превышает это соотношение. То есть, здесь у нас проблем нет.

Государство может контролировать, чтобы директора не платили зарплату ниже какого-то минимума?

Директора не могут платить меньше, чем минимальная зарплата в стране. Мы можем предоставлять институтам рекомендуемую вилку ставок, но других полномочий у нас нет, поскольку согласно трудовому законодательству ставки определяют директора институтов. Мы можем только рекомендовать.

Но мы сделали другую вещь. Раньше, когда ученый был включен в списки базового финансирования, он не мог участвовать в грантовых проектах. Мы это требование упразднили. Если ученый в состоянии помимо базового исследования осуществлять также грантовые проекты, принимать участие в международных или инновационных конкурсах, мы его не ограничиваем. То есть, ученый может получать финансирование из 3-4 государственных программ.

Представьте, пожалуйста, программу 100 лучших ученых.

Программа не так называется, она называется «Программа 100 наиболее активно работающих ученых». Речь идет об ученых, показавших лучшие результаты за последние 5 лет.  Для их определения мы выбрали 10 различных критериев: количество публикаций, в каких журналах они были, число ссылок, количество полученных грантов и т.д. Все это будет переведено в баллы. Научным отраслям, согласно их удельному весу в общей структуре науки Армении, будут выданы квоты. Например, сегодня наивысший рейтинг в Армении у физики, и физики получат наибольшее количество мест из 100.

А если рассматривать без квот, просто абсолютным числом?

В таком случае физиков в списке было бы еще больше.

Не получается ли в таком случае, что физики с более высоким рейтингом будут игнорированы, а ученые с более низкими показателями из других сфер выиграют?

Мы обязаны проявлять заботу обо всех сферах, для государства они все равны.

Как будут поощряться ученые из этого списка?

Они в течение года будут получать дополнительно 100 тысяч драмов ежемесячно. На следующий год снова будет объявлен конкурс. Мы объявим условия конкурса, каждый ученый может войри в базу Thomson Reuters, посчитать свои баллы, и, в случае соответствия требованиям конкурса, подать заявку.

Представьте, пожалуйста, принятую Концепцию развития арменоведения.

Правительство Армении в 2012 году приняло концепцию развития арменоведения до 2025 года и приняло решение о создании арменоведческого фонда. Разработан план действий: будут основаны арменоведчекие журналы, состоятся конференции, будут специальные аспирантские программы, например, в сфере османоведения, или изучения происхождения армян. Сегодня у нас есть большая потребность в специалистах по клинописи. Арменоведение объявлено приоритетной сферой, и это предполагает также специальные финансовые потоки. Я думаю, что все это сделано даже с некоторым опозданием, можно было сделать раньше.

Эта концепция предусматривает обучение студентов за рубежом? Скажем, для изучения той же клинописи или османского языка?

Да, планируется посылать студентов в разные страны для обучения тем дисциплинам, которые мы отметили выше, а также для обучения, скажем, геноцидоведению как науке. У нас очень амбициозная программа, многие вещи будет очень сложно сделать.

Какие механизмы сегодня используются для оценки работы армянских ученых? Не возникает ли проблем в сфере арменоведения, вообще, в сфере общественных наук, поскольку здесь критерии не такие четкие, как в сфере естественных наук. Не сталкиваетесь ли вы с проблемой отсутствия экспертов в определенных очень узких сферах?

Нет, у нас есть очень хорошая группа экспертов, состоящая как из местных, так и иностранных специалистов, которая оценивает работы. Все наши местные научные  работы проходят экспертизу также за рубежом, чтобы нас не обвиняли в том, что мы руководствуемся личностными мотивами. Экспертиза работ в определенных сферах впредь будет проводиться только за рубежом.

В одном из Ваших выступлений Вы говорили о планах по созданию Инновационного центра. Что это за Центр?

Мы действительно хотим создать Инновационный центр, первичные составляющие для этого уже есть. Это будет что-то вроде фонда, который будет заниматься вопросами коммерциализации научных результатов. Основной функцией фонда будет поиск партнеров, работа с частным сектором. Возможно, он начнет действовать в 2014-15гг, параллельно с основанием исследовательского университета.

Вопрос популяризации науки: что делается в этом направлении?

Этим вопросом мы также очень серьезно занимаемся, и уже проделаны определенные шаги.

С прошлого года на государственные деньги выходит в свет ежемесячное приложение «Мост» газеты «Голос Армении», которое  полностью посвящено вопросам науки. В приложении публикуются не только наши новости, но и материалы о последних достижениях мировой науки. Газета рассылается по 70 странам мира.

Второе: впервые с этого года мы предусмотрели определенные суммы для организации телевизионных передач. Мы будем готовить научно-популярные передачи вместе с Первым каналом (Общественное телевидение Армении). Сначала это будет получасовая передача, которая будет выходить в эфир раз в месяц. Будут круглые столы, обсуждения актуальных проблем, а спустя какое-то время мы уже приступим к подготовке передач в стиле канала Discovery.

Первую часть интервью с Самвелом Арутюняном можете читать здесь.

Беседовала Анаит Саркисян

!
Этот текст доступен на   Հայերեն
Распечатать
Самое