News
Лента
News
Среда
Май 01
Вся лента

В интервью Новости Армении – NEWS.am генеральный директор ЗАО «Лаборатория Касперcкого» Евгений Касперский рассказывает о переломе на рынке СНГ и росте престижа лицензионного контента, о пиратстве в головах и кошельках, и об американской системе глобального слежения.

Известно, что в России и СНГ нет традиции покупки лицензионных программ. Изменилось ли что-то за последние годы?

Где-то в середине 2000-х годов в России произошел перелом. Если до того момента было общее убеждение, что софт покупать не надо, потому что его можно скачать или скопировать бесплатно, то с какого-то момента люди начали гордиться тем, что у них стоит только легальный софт.  Это писали и на специализированных компьютерных форумах, и обсуждали просто обычные люди. Люди стали гордиться легальными программами, музыкой, фильмами. Этот перелом, думаю, имел две причины. Во-первых, выросла платежеспособность населения, а во-вторых, прошла достаточно эффективная антипиратская кампания Microsoft и правительства РФ о том, что нужно пользоваться легальным софтом. Я считаю, что пиратство не только в голове, но и в кармане. Поэтому лучший способ борьбы с пиратством – не наказание и не поиск распространителей. Во-первых, надо развивать экономику, а во-вторых, объяснять, что пользоваться лицензионным софтом – это хорошо и правильно.

То есть раньше СНГ был «не рынок», а теперь стал рынок?

Да, по большому счету. При этом если говорить про бизнес, то подавляющая его часть пользуется только легальным софтом. Еще совсем недавно это было не так, особенно если речь идет о небольших компаниях. Сейчас проблема пиратства в России и СНГ далеко не самая большая головная боль для нас.

По последнему исследованию Kaspersky и B2B International и российские, и зарубежные бизнесмены недооценивают уровень киберугроз, при том что каждый день появляется 200 тысяч новых образцов вирусов. Насколько быстро растет эта цифра за последние годы?

К сожалению, количество новых вредоносных программ растет, причем довольно быстро. Что будет дальше, не очень понятно. Компьютерная преступность пока что чувствует себя достаточно свободно. Написать вредоносную программу не так уж сложно. Заразить ею большое количество компьютеров  тоже. А наказание может никогда и не произойти. Поэтому пока что они чувствуют себя в относительной безопасности.  Сейчас ситуация меняется. Киберполиция очень многих стран ведет себя активно, и количество успешных расследований растет. К борьбе с киберпреступностью подключается Интерпол. Если будет больше успешных примеров противостояния киберкриминалу, то число новых вирусов либо стабилизируется, либо даже начнет уменьшаться. Пока же, к сожалению, мы видим только рост. Причем рост числа вирусов и угроз не только традиционных для Windows, но и для Android, периодически даже для Mac.

Вирусы для смартфонов, планшетов – это другое семейство?

Да. Более того, по тем случаям, которые нам известны, их разрабатывают даже разные люди. Традиционная компьютерная преступность была на Microsoft Windows, и этим людям довольно трудно переучиваться на новые платформы.  Новое подрастающее поколение уже сидит на Android и в нем разбирается. Но все это не относится к профессиональным шпионским атакам. Если работает профессиональная команда, которая охотится за информацией, они все изучают и проводят координированную атаку, вплоть до того, что заражают не только компьютер, но и подключаемые к нему мобильные устройства. Причем не только Android, но и iPhone.

Какие вирусы представляют наибольшую  угрозу для крупных компаний?

Если говорить про атаки на бизнес, в том числе на крупные корпорации, то главная проблема для них сейчас – это шпионаж. Самые популярные цели – воровство конфиденциальной информации, промышленный шпионаж, воровство технологий и ноу-хау. Понятно, что это огромная угроза. За такими нападениями стоят профессиональные люди, которые могут вести атаку одновременно и на компьютеры, и на смартфоны, и на планшеты. Такие примеры у нас уже есть. Не так давно мы обнаружили вредоносную программу Red October, например. Там были разные модули для Windows, Symbian, Android и для iPhone. К сожалению, таких атак становится больше. И платформа не имеет значения. Например, идут  постоянные атаки на офис Далай-Ламы, который сидит на «маках».

А знали ли антивирусные компании - McAfee, Symantec, вы, о глобальной слежке в интернете до Сноудена?

Если говорить про сбор телефонных метаданных, мониторинг почты и частной информации в сети, то разговоры об этом идут давно, и это совсем не новость. Например, в 2008 году парламент Швеции разрешил своим спецслужбам мониторить весь интернет-трафик в пределах страны. И делиться этой информацией с другими странами. Был большой скандал, причем не только в Швеции. Правда, пошумели и успокоились. Понятно, что спецслужбам, которые борются с терроризмом и организованной преступностью, очень интересно смотреть, что там происходит в интернете, и я не берусь судить, хорошо это или плохо. Я понимаю и разделяю тревогу обычных людей, что спецслужбы могут копаться в их личной информации. Но компьютерами пользуются не только честные граждане, но и мафия и террористы, с которыми спецслужбы обязаны бороться. Как относиться к камерам наблюдения на дорогах и на улицах городов? Они спасают жизни, но при этом следят за честными людьми. По всей видимости, систем сбора частной информации из интернета нет в двух странах, в Германии и в Исландии. Там очень жесткие законы по охране частной информации. При этом если верить данным, опубликованным Сноуденом, американцы мониторили трафик в Германии и делились данными с немецкими спецслужбами. Я не могу сказать, где должна проходить граница между тайной личной жизни и безопасностью, это очень сложный вопрос.

А если  говорить о шпионаже за коммерческими организациями и бизнесом?

Конечно, это большой скандал, причем на самом высоком политическом уровне. Чего стоит только отмена визита президента Бразилии в США и тот шум, который сейчас поднимается в Европе со слушаниями в Европарламенте. Понятно, что в Германии очень болезненно восприняли эти разоблачения: как так, мы же союзники с США и Британией, а тут слежка и сбор личных данных...

Так что международные отношения Сноуден подпортил...

Основательно.  Кроме того, это, несомненно, удар по американским интернет-компаниям. Ряд пользователей по всему миру отказались от использования популярных американских сервисов, включая бесплатную почту и социальные сети. Недавно прошла новость, что инвестиционная компания из Малайзии переносит свои сервера в Россию. Они почему-то считают, что у нас проще и безопаснее.

!
Этот текст доступен на   English
Распечатать
Самое