News
Лента
News
Пятница
Апрель 26
Вся лента

10-го августа исполнилось 85 лет со дня рождения заслуженного деятеля искусств, известного артиста Ерванда Манаряна. Юбилей деятеля так и не был удостоен внимания как руководства страны, так и средств массовой информации. Не откликнулся даже первый канал Республики Армения. В беседе с Новости Армении — NEWS.am Манарян не захотел обратиться к этому вопросу – просто побеседовали о сегодняшнем театре и пройденном им пути.

NEWS.am: Г-н Манарян, обратившись к Вам за интервью, не сразу получила согласие – сказали, что нет настроения. Чем же обусловлен спад?

Всем… Сейчас — ваш интерес, для вас – все впереди, тогда как в нашем возрасте – конец.

NEWS.am: То есть возрастом обусловлен спад настроения?

Да, этим возрастом и обусловлен – особых ожиданий нет…

NEWS.am: О каких ожиданиях идет речь – имеете в виду ожидания от государства?

Вопросы государства очень сложны, весьма сложны. А мы имеем государство? Это вопрос, встающий перед пожилым человеком, и от него никуда не деться. Столько лет ты — армянин трудишься, мучаешься и одновременно задаешься вопросом: а государство есть? Власть есть, но государства нет. Следует различать. Мы хотели создать государство – свободное, независимое государство. Быть может, неожиданно неверно получилось. То, что случилось, не хочу назвать ошибкой, скорее – было неправильно.

NEWS.am: А когда встали рядом с Тер-Петросяном, полагали, что посредством этой власти можно будет ошибки исправить и заиметь упомянутое Вами государство?

Особо не хочу обращаться к личности, хотя без этого не получится: личности двигают историей. Однако при всех случаях истина – одна. Нам кажется, что можем избежать ее, – нет, не получится. Общество, государство как таковые состоят из двух незыблемых полюсов – власти и оппозиции. Если власти нет — нет государства, если нет оппозиции, то государство дичает.

NEWS.am: До оппозиции, возглавляемой Тер-Петросяном, примыкали ли к иной силе, появлялись ли на политической арене?

Я уже в 20 лет был в политике – работал политическим обозревателем в печатном органе Народной партии Ирана. 20 лет есть 20 лет. В то время для меня политики не было – была родина. Для армянства иранской диаспоры понятие «родина» несколько отличается от восприятия местных армян. Житель Армении видит и хорошее, и плохое родины, в которой живет, хочет исправить, до чего-то дойти. Тогда как на чужбине ты не имеешь этой родины — она далека от тебя. Хочешь, чтобы она была у тебя…

NEWS.am: То есть диаспора не может издали содействовать процветанию родины? В пользу отечества следует развернуть деятельность именно в отечестве?

Следует прийти и позаботиться о родине — отдавать ей часть заработка, даже большую часть – не то. Следует прийти и позаботиться об этой земле. Это очень трудный процесс, нуждающийся в большой преданности – такой преданности, какую проявил я и многие мне подобные…

NEWS.am: Возвратившиеся с Вами столь же известные люди?

Нас было 11 человек – остался один я. Среди нас был Ованнес Бадалян. Если знаете новейшую литературу последнего периода – Абиг Авакян. Среди нас он был старшим. Альберт Айрапетян стал доктором физиологии. Гамлет Еганян – доктором исторических наук, Грайр Мовсесян – кандидатом филологии, Манук Барсегян – кандидатом медицинских наук. Одним словом, все они люди известные.

NEWS.am: Как репатрианты приступили к активной деятельности на родине?

Иногда спрашивают: что было, как было, не хотели ли когда-либо возвратиться? Говорил – нет, такого не происходило. Трудности были связаны с семьей. Молодой человек, кажется, легче преодолевает, особо не представляет трудности. Одним словом, на моем поприще служу вот уже 63 года.

NEWS.am: Начали с кукольного театра?

Нет, с театрального искусства. Родители были актерами. Отсюда уехали, там, в Иране, познакомились, поженились, составили семью. В семье было двое детей: я и брат. Я углубился в театральное искусство, а Арман Манарян – в киноискусство. Было прекрасно, что мы оказались рядом друг с другом чисто по работе. Он был кинорежиссером, я — сценаристом, часто киноредактором. Очень люблю эту работу.

NEWS.am: Г-н Манарян, многим Вы известны по фильму «Невеста с севера». Как получилось, что снялись в этом фильме?

Мои друзья — Жора Арутюнян, Нерсес знали меня, хорошими мы были друзьями. Предложили, тогда как до того ничего выдающегося не было. Снялся в фильме Армана «Каринэ». Языки мне даются. Хотя корнями не имею какой-либо связи с западно-армянским, однако хорошо им владею. И с Нерсесом, и с Арманом «Тжвжик», с Нерсесом – еще и 2-ой образ в фильме «Повара пришли на конкурс». Здесь тоже был образ западного армянина. Одним словом, в армянском кино и театре я довольно поработал, и проблем нет. Весьма благодарен Богу за то, что мне представилась возможность работать и творить в армянском театре.

NEWS.am: Когда начали деятельность в кукольном театре?

В театре имени Сундукяна был ассистентом Вартана Аджемяна, когда мне было предложено перейти на работу во вновь открытый кукольный театр имени Туманяна. Стал работать главным режиссером. Как только перешел на пенсию тут же подумал о собственном театре – даже дня не пропустил. К счастью, в этот период Советский Союз решил представить театру свободу, хотя и руку держал на пульсе. Одним словом, в это время и создался «Агулис».

NEWS.am: В каком состоянии «Агулис», каковы его проблемы?

Затрудняюсь сказать, проблема в репертуаре. Должны ставить пьесу для юношества…

NEWS.am: Только в этом плане трудности? А в финансовом плане каково состояние театра?

В финансовом тоже. Как может театр с труппой в 50 человек себя содержать. Хорошо, что среди молодых встречаются энтузиасты. Девушки в основном, юнцы –только окончившие институт, только поступающие. На этом держимся. Надо уточнить лицо театра. Очень трудно. Думаю, должны быть представления для юношества. Новую пьесу ставим «Айк и Бел».

NEWS.am: Большую ответственность чувствуете по отношению к маленькому или ко взрослому зрителю?

Это несравнимо. В кукольном театре это несоизмеримо — ребенок свою чистую прозрачную душу берет и вручает тебе. Да и потом ребенок удивительнейшим образом верит. Есть дети, спорящие с куклами, не терпящие плохого поступка куклы. Следует с ними очень осторожно работать. Не можешь чувствовать себя свободно и творить. Здесь вопрос человеческих отношений. Сидит завтрашний гражданин, в душу которого ты бросаешь первые зерна. С взрослыми не так. Там ставишь творческие вопросы и задачи. Театр для взрослых имеет множество своих высот, что в эти дни, кажется, в расчет не принимают. Миссия театра изменилась. Для чего он тысячелетия назад был призван к жизни – того уж более нет, в этом направлении он почти не действует. У нас в основном заняты уточнением эстетических вопросов театра, корректировкой эстетики, тогда как истинное предназначение театра – вступление со зрителем в дискуссию. Зритель идет в театр за идеями, и эти идеи должны быть созвучны тем вопросам, которые общество привнесло с собой в зал. Особенно в нынешние дни эстетика несколько неуместна, поскольку телевидение, кино такую эстетику иногда преподносят, что нет смысла идти в театр за тем же. Театр призван решать вопросы общества.

NEWS.am: Каков сегодняшний театр?

Театр всецело зависит от духовного «Я» зрителя. Что ему даешь? Что он у тебя забирает… Что-то сродни самому жесткому товарообмену. Как зритель оценивает твою деятельность? Вот что у нас нарушено — сегодняшний зритель приходит в театр с вопросами, большими вопросами, но отнюдь не бытовыми. Например, самый большой вопрос – вопрос государственности, однако какой из наших театров обращается к вопросу армянской государственности. Если основная цель – развлекаться, то это уже не театр. Другой вопрос, что посредством развлечений разрешается большой вопрос. В театре в обязательном порядке должны действовать биографии, должно быть столкновение биографий, что даст тебе пищу к размышлению. Не могло какое-либо общество иметь театр, и чтобы этот ажиотаж прошел мимо его театра. Мы и не услышим, как некто, допустим, о событиях 1-го марта ставит пьесу, принес ее в театр, а ему сказали: нет, не ставим. Это тоже театр…

NEWS.am: Вы напишете пьесу, посвященную 1-му марта? Имеете ли подобную программу?

Я в свое время все это делал. В этом вопросе я держу себя смело, и совесть моя чиста. Пьесу про первую пору правления Левона Тер-Петросяна я написал. Была напечатана в «Альманахе». Сам я и поставил ее в театре Сундукяна. Пьеса была о тяжелых и трудных днях, одолеваемых обществом, и о том, почему, будучи столь древним народом, так и не смогли найти такого пастыря, который бы наставил нас на путь истинный. Пьеса была поставлена. В главной роли выступил Лоренц Арушанян. Театр в эти дни был на ремонте, была зима, стоял невообразимый холод. Словом, в основном, из-за технических причин постановка не очень удалась — продолжительной жизни не получила.

NEWS.am: Ну а кроме политической активности последних лет, прежде участвовали, появлялись на политической арене?

Я всегда интересуюсь политической жизнью. Интересуюсь как гражданин Армении. Я не политический деятель – я гражданин. На митингах 2004-го года, да, я был и был единственным представителем интеллигенции, говорившим с народом по громкоговорителю. Почему, я не могу понять. Почему я один? Почему сейчас на том крыле много представителей интеллигенции, а на этом их нет? Не понимаю. Это серьезный вопрос, я затрудняюсь дать оценку. Потому что, хочу или нет, вынужден буду сказать горькие слова, чего говорить не хочу.

NEWS.am: Г-н Манарян, Вы предпочли свой путь, ведущий в оппозицию. Они же — дорогу, ведущую к власти. Что Вас так удивляет?

Да, это очень понятная вещь – таким и должно быть общество: власть и оппозиция. А искусствовед в основном должен быть в оппозиции. Это показатель для любого общества — чтобы получить возможность указывать на промахи властей. Слово человека искусства очень искренне.

NEWS.am: А не было бы вернее, если бы представители интеллигенции объединились и, не примыкая к оппозиции, указывали на промахи власти? Ведь, как ни смотри, оппозиция имеет свои требования – она стремится к власти, а не ищет путей разрешения общественных проблем.

Безусловно, оппозиция вышла, чтобы бросить власть со стула и самой сесть на ее место. Лишить оппозицию этой миссии, извините, равнозначно ее кастрированию. Если же ты находишь, что эта власть должна уступить место той власти, то иди и стой рядом с ней. Возможно, чтоб человек моего возраста жаждал должности – 85 лет исполнилось три дня назад. Интеллигенция, деятели искусства предназначены не только для развлечений..

NEWS.am: Ваше участие в Движении обусловлено личностью Тер-Петросяна?

Левон Тер-Петросян сумел призвать к жизни политическую оппозицию. Это человек, который определенно знает, что делать. Все нам не говорит – таков уж у него характер. Мы не знакомы с его мыслями: сохраняет им верность, хочет претворить их в жизнь… Я человек, прошедший школу дашнакцаканов. Все наши учителя в тегеранской школе были дашнаками. Но то были одни люди, а эти – другие. Что за игры у этих?.. Я весьма удручен их шагами. Скажу нечто, в чем убежден: советский строй еще не ушел в небытие. А поскольку не ушел, переживая последние мгновения, проявляет себя в еще более изощренной форме. Я не в претензии на советскую власть – она завершила свое время, отпущенное историей, и должна уйти. Функции ушли, но психология осталась – осталась только у аморальных людей. Ни один порядочный человек не является носителем советской психологии. Я своими глазами вижу, как стараются возвратить советскую власть.

NEWS.am: Кто хочет возвратить?

Те, кто имеют рычаги. Потому что советская власть позволяла иметь рычаги, прикрываясь громкими именами, и как надо их использовать с той лишь разницей, что там была одна мощная рука, не позволяющая переходить черту. Тогда как здесь – нет, организованным порядком двигаются вперед.

NEWS.am: Как Вы, армянский интеллигент, гражданин, относитесь к разрешению карабахского конфликта, возврату территорий?

Не знаю, это дипломатия. Не могу сказать. Однако как армянин… Как можно возвращать Агдам! Я усматриваю проблему в обществе, теряющем свое моральное лицо. Такое общество, даже если получит в подарок Армению от моря до моря, ни к чему не придет. Обидно. Провластных представителей интеллигенции хоть отбавляй. Чье громогласное слово слышим? Если это не равнодушие, то что? Хуже равнодушия для общества ничего не существует. Я не знаю, чем закончится все это, однако при всех случаях в моральном аспекте наши потери очень велики – восполнить их будет весьма непросто. Наша интеллигенция должна в этом плане многое сделать, однако сидит, сложа руки.

Беседовала Гаянэ Григорян

!
Этот текст доступен на   English
Распечатать
Самое