News
Лента
News
Воскресенье
Май 05
Вся лента


В системе, предлагаемой конституционными реформами, отсутствие Верховного главнокомандующего – результат долгих размышлений и осознанного подхода. Об этом в интервью армянским телеканалам заявил президент Армении Серж Саргсян, отвечая на вопрос, не создает ли проблемы, риски и опасности отсутствие Верховного главнокомандующего в мирное время.

«Если реформы пройдут, вся исполнительная власть будет централизована в Правительстве. И в этом случае премьер-министр будет наделен функциями Верховного главнокомандующего. Думаю, в мирных условиях и это несет опасность в себе. Почему, потому что когда говорят Верховный главнокомандующий, то предполагают безоговорочный подход к применению им войск. А в мирное время, где могут быть применены войска?», - заявил Саргсян.

По словам президента, он или его предшественники в качестве Верховного главнокомандующего в основном занимаются одним: каждое утро министр обороны докладывает о ситуации, после чего последний получает соответствующие указания. «Бывает за день министр и 4 раза докладывает, он обязан это делать. Кроме этого, каждую неделю министр обороны приходит в конкретное время и представляет всеобъемлющий доклад, связанный с боевой подготовленностью и обеспечением боеспособности  ВС, другие задачи, и по этой части он получает поручения.

При президенте Армении функционирует Военная инспекция, которая периодически проводит проверки в войсках для того, чтобы выяснить степень их боевой подготовленности. Эта инспекция может действовать и при Правительстве? Может? Кроме того, я, как Верховный главнокомандующий, периодически в течение года по разному случаю посещаю военные части, войска, общаюсь с комсоставом, солдатами, сам лично чувствую нравственно-психологическую атмосферу. Какие из этих действий не сможет сделать премьер-министр в мирное время? Министр обороны – член Правительства. Разве он может сказать: «Я не буду каждое утро докладывать?». Он сразу же уйдет из Правительства», - заметил Саргсян.

Президент еще раз подчеркнул, что Верховный главнокомандующий для того, чтобы в мирное время обеспечивать боеготовность войск, а в военное время он должен заниматься процессом мобилизации всех ресурсов для решения военно-политической задачи. «И если все ресурсы находятся в распоряжении Правительства, кто может лучше обеспечить все эти функции: человек, который по Конституции должен координировать деятельность государственных органов, или человек, который должен руководить деятельностью государственных органов. Я думаю, что мы осуществляем эти изменения именно по этой причине, чтобы сконцентрировать в одном месте ответственность и право», - сказал Саргсян.

По словам главы государства, если бы в Армении действовала президентская модель правления, возможно, он не пошел бы на эти реформы, потому что у парламентской модели правления свои преимущества, свои преимущества имеет и президентская модель. «Например, при военной ситуации президентская форма нормальная, нет никаких рисков, но нельзя сказать, что парламентская модель при военной ситуации не является жизнеспособной. А вот полупрезидентская система как раз нежизнеспособная. В Израиле действует парламентская модель правления. А что, перед Израилем не стоят вызовы? Приведу более близкий пример. Как думаете, во время военных действий в Карабахе какая тогда была модель правления?

Конечно, парламентская. Но, повторюсь, во время военных ситуаций премьер-министр становится Верховным главнокомандующим и, имея поддержку парламента, может быть смелым и уверенным при принятии своих решений. 

При парламентской форме правления предполагается, что априори премьер-министр пользуется поддержкой парламентского большинства, но априори не предполагается, что президент страны имеет большинство в парламенте», - сказал Саргсян.

В ответ на замечание о том, что противники реформ говорят, что в этом случае в руках премьер-министра будет многовато полномочий, Саргсян отметил: «Что значит многовато? По-моему, много и мало – это все относительно. Если ответственности много, почему полномочия должны быть маленькими?

Я хочу  прокомментировать еще одно бытующее мнение. Многие сейчас говорят: кто поверит в то, что реформы проводятся для того, чтобы расширить полномочия оппозиции? Реформы предпринимаются не для того, чтобы расширить эти полномочия, а для обеспечения баланса, потому что, с одной стороны, существует сильный исполнительный орган, с другой – оппозиция, наделенная необходимыми полномочиями, чтобы был баланс. Другого механизма баланса нет. Если кто-то знает иной механизм, пожалуйста, скажите нам, используем, но механизм этот. И когда говорят, с каких это пор власть стала думать об оппозиции, искренне говорю, на мой взгляд, власть не должна заботиться об оппозиции. Задача власти состоит в том, чтобы оппозиция нормально действовала и была бы противовесом», - отметил президент Армении Серж Саргсян.

!
Этот текст доступен на   Հայերեն and English
Распечатать
Читать также:
Все
Саргсян: Реформы Конституции только помогут боеспособности армии
«Мы сделали так: у кого права, у того и ответственность»…
Конституционный референдум в Нагорном Карабахе: АРФД не будет проводить активной агиткампании
Председатель партии «Возрождение» Айк Ханумян, однако, полон надежд, что АРФД тоже присоединится к агиткампании против конституционных изменений…
Оппозиционер: Фальсификаторов референдума по реформе Конституции Армении наскоро отпустили
«Мы считаем это сокрытием преступления»…
Депутат - о конституционных изменениях: В Армении и Карабахе ситуация не одинаковая
Армения - международно признанное государство, и выбор парламентской модели правления обусловлен...
Президент НКР обсудил вопросы концепции конституционных реформ с представителями партий
Конструктивные обсуждения повысят эффективность проводимых работ...
Правозащитник: Если есть элемент доверия, то выборы можно проводить даже по телефону
«Если ранее мы имели судебную систему, зависящую от президента, то завтра будем иметь систему, зависящую от партии»…
Самое