News
Лента
News
Пятница
Май 10
Вся лента

В интервью сайту iLur.am первый президент Армении Левон Тер-Петросян прокомментировал свою встречу с нынешним главой государства Сержем Саргсяном:

В условиях Ваших очень сложных отношений с властями Армении и особенно с Сержем Саргсяном было невозможно представить, что может произойти такая встреча. Это делает честь и Вам, и Сержу Саргсяну.

То, что кажется нереальным в нашей действительности, отнюдь не является таковым в нормальных, состоявшихся обществах. При внешней угрозе в таких странах, как правило, внутренние разногласия на время откладываются в сторону, и усилия всех политических и общественных сил направляются на установление национального единства. Если у нас дела обстоят не так, это, к сожалению, объясняется тем простым обстоятельством, что, будучи государством со всего 25-летней независимостью, мы пока не имеем достаточных традиций государственного мышления. Хотя здесь нужно счесть достаточно обнадёживающим то спонтанное единение, которое мы увидели.

По мнению многих, Ваши прогнозы о процессе урегулирования, сделанные несколько лет назад, сбываются. Что Вы можете сказать об этом?

В прогнозах не нужно искать ничего сверхъестественного, они были всего лишь оценками, исходящими из моего понимания. Я был бы гораздо больше рад ошибиться. «Глубокомысленные» слова типа «а я ведь говорил» для меня – безнадёжная плоскость. Если говорил, тебя должны были вовремя услышать. Сейчас это никому не нужно.

Какую цель, по Вашему мнению, преследовала военная авантюра Азербайджана последних дней?

Масштабное столкновение на границе напоминает мне сценарий арабо-израильской войны 1973 года, так называемой Войны судного дня. Война, полностью неожиданная для Израиля, началась мощной атакой Египта и Сирии. И хотя она, в конечном счёте, завершилась поражением арабской стороны, но благодаря серьёзным успехам в начале руководство Египта во главе с президентом Анваром Садатом спасло лицо, и, превратив это в победу, смело заключило в 1979 году мир в Кэмп-Дэвиде и установило дипломатические отношения с Израилем, в результате получив и Синайский полуостров. Точно так же Алиев, ценой больших жертв, символическим «козырем» человеческих потерь и нескольких завоёванных постов попытается добиться расположения собственного народа и усилить позиции в предстоящих переговорах по Карабаху.

А могут ли повториться нарушения режима прекращения огня?

Поскольку он был заключен при посредничестве Москвы, то, не исключая мелких перестрелок, Россия в состоянии не допустить масштабных нарушений. Следовательно, это усиливает роль России на  предстоящих переговорах.

Если не секрет, можете сказать, какой документ будет положен на стол переговоров, и будет ли он содержать положения о передаче ряда территорий и размещении миротворцев?

Этот вопрос показывает, какую путаницу создали наши уважаемые аналитики и политологи. Документ этот давно известен и называется программой на основе Мадридских принципов. Он в основном согласован между сторонами и содержит положения и о возвращении территорий, и о размещении миротворческих сил. Мадридские принципы и всеобъемлющая программа на их основе были не раз утверждены совместными заявлениями президентов стран-сопредседателей Минской группы, получили принципиальное согласие президентов Армении и Азербайджана. Мадридские принципы принял Роберт Кочарян, и его в этом вопросе безоговорочно поддерживали партии его режима. Кочарян лишил Карабах международно признанного статуса равноправной стороны переговоров. Кстати, он же пошёл навстречу предложению турецкой стороны создать комиссию армянских и турецких историков по изучению вопроса Геноцида. Серж Саргсян всё это унаследовал от Кочаряна, и его доля ответственности в перечисленных вопросах не выше, чем других представителей его режима. Я не даю оценок, а просто перечисляю неоспоримые факты.

Какую сторону должна принять Армения в ожидающихся переговорах, и какие обязательства должны взять на себя оппозиционные силы и общество?

Армянская сторона, конечно, должна стремиться к наибольшему, проявлять жёсткий, но конструктивный подход. Что касается роли оппозиционеров и общества, здесь нужно временно заморозить внутренние разногласия и ничего больше. Сейчас не время обвинять власть в ошибках и просчётах и требовать за них ответа. Скоро война переместится в плоскость сложнейших переговоров. По должности, этими переговорами с нашей стороны будут руководить Серж Саргсян и Бако Саакян. Если даже Саакян не будет непосредственно участвовать в переговорах, Серж Саргсян ни в коем случае не может не учитывать его мнения (кстати, у меня есть договорённость встретиться и с Саакяном). За столом  переговоров Саргсян должен чувствовать себя сильным, имея поддержку своего народа. Но в то же время его режим должен предпринять определённые позитивные шаги, повернуться лицом к народу, вести реальную борьбу с коррупцией, произволом правоохранительных органов, разнузданностью монополий, фальсификациями на выборах, волюнтаризмом госчиновников. Отношения власти и народа должны быть не односторонними, а основываться на  взаимном доверии и поддержке. Нельзя в спокойное время презирать народ и оппозицию, а в трудные минуты ожидать их поддержки.

!
Этот текст доступен на   Հայերեն
Распечатать
Читать также:
Все
Самое
Фоторепортажи