News
Лента
News
Пятница
Май 03
Вся лента

Как уже известно, в России запретили экспортировать бензин в мае месяце. Решение это было вызвано интересами защиты национального рынка, в целях предотвращения дальнейшего роста розничных цен на бензин, а также борьбы с его дефицитом в розничной торговле.

С Россией у нас имеются тесные экономические связи, поэтому любые изменения в ее внутренней и внешней экономической политике незамедлительно отражаются на состоянии дел в Армении. Поэтому многие задаются вопросом: какими будут последствия решения российских властей для рынка бензина в Армении? Этот вопрос, естественно, могли прояснить наши импортеры, одновременно занимающиеся и розничной продажей бензина и дизтоплива (или, как их иначе именуют, нефтетрейдеры).

Вначале отметим, что на рынке бензина и дизельного топлива в Армении наличествует классическая олигополия, которой ныне объявлена война. Правда, пока что на словах…

Вследствие олигополии рынок этот характеризуется несовершенной конкуренцией, при которой доминируют крайне малое количество хозяйствующих субъектов. Но, если вникнуть, то эти рынки скорее смахивают на дуополию, в которой фигурируют лишь два «конкурента».

И в самом деле, согласно данным Реестра Комиссии по защите экономической конкуренции, львиная доля на указанных рынках суммарно принадлежит двум хозяйствующим субъектам.

Так, на рынке бензина совместная доля компаний «ФЛЕШ» и «Сити Петрол сервис» составляет почти 84,4%, а дизельного топлива - и вовсе 88,1%. Понятно, что подобная концентрация на рынке столь высокорентабельных товаров, как бензин и дизтопливо, потенциально грозит антиконкурентным сговором и диктатом цен, а также серьезным ограничением доступа на рынок новых компаний.

Но, так как в данный момент актуальным представлялся указанный выше вопрос, автор этих строк и обратился с ним к ведущим нефтетрейдерам страны. В «Сити Петрол сервис» ответили, что запрет на экспорт российской нефти не отразится на их текущей деятельности, так как компания импортирует бензин из других стран. На очередной вопрос, «из каких именно стран?», наступило глубокое молчание, после чего последовал отказ в предоставлении этой невинной информации. Мол, сие - «коммерческая тайна»!

Однако представители компании, по всей видимости, в упор не видят разницу между «коммерческой тайной» (которую их конкуренты в мгновение могут раскрыть) и столь востребованной ныне прозрачностью в деятельности коммерческих компаний.

В компании «ФЛЕШ» также ответили, что российский бензин они не закупают, однако относительно дизельного топлива призадумались. Оказывается, определенное количество российского дизтоплива все же закупается. Вселяет надежду лишь то обстоятельство, что в сообщениях российских СМИ говорится о запрете экспорта только бензина.     

Стоимость бензина у нас и без этого подскочила до потолка. В марте текущего года его средняя цена в столице республики составляла 415 драмов, а дизельного топлива – 404,7 драмов за литр. В эквиваленте, по средневзвешенному курсу валют в марте, цена бензина составляла $1,23, а дизельного топлива – $1,10 за литр.

Судя по ряду сравнений, выполненных в начале текущего года независимыми зарубежными экспертами, тогда уровень розничных цен на бензин в Армении ($0,97) вроде бы не очень отличался от цен других стран, имеющих одинаковые с нами экономические параметры.

Рост цен на бензин, естественно, не армянский феномен. В России, как указывалось выше, именно подорожание бензина привело к упомянутому выше решению властей. Кстати, российские аналитики тенденции роста цен на бензин связывают не только с подорожанием нефти на мировом рынке, но и с увеличением акцизов. Так, по их данным, в текущем году в России акцизы на бензин повысились на 29-50%, а на дизельное топливо — в 1,9-2,3 раза.

Цены на бензин возросли и в США. На это не преминул обратить внимание сам президент этой страны Барак Обама, заявивший, что министерство юстиции начнет расследование причин этого подорожания. Обеспокоенность главы «богатой» страны вызвала высокая средняя цена бензина, достигшая за последнее время уровня в… $1 за литр! То есть на $0,23 меньше, чем у нас…

Думается, что для выяснения этого парадокса нужны в принципе не сравнения с другими странами, а доскональный анализ структуры розничной цены на бензин и дизтопливо, а заодно и обеспечение прозрачности коммерческой деятельности наших нефтетрейдеров.

Альберт Хачатрян

Распечатать
Читать также:
Все
Самое
Фоторепортажи