News
Лента
News
Пятница
Апрель 26
Вся лента

С точки зрения розничной торговли январь – крайне неблагополучный период. На этом месяце сказываются последствия предновогодних расходов семей на праздничный стол, а также активизации покупательского спроса на бытовую технику и электронику, мебель, и тому подобное…

В итоге, после предновогодней эйфории, в январе резко падает покупательский спрос, и темп динамики продажи товаров ощутимо замедляется. Не исключением стал и январь текущего года – объем розничного товарооборота к предшествующему месяцу – декабрю, составил всего лишь 33,0%. Но, такой сезонный спад в порядке вещей, и не надо придавать ему особого значения.

Тревожным представляется другое – по сравнению с январем прошлого года в отчетном месяце физический объем розничного товарооборота сократился на 0,2%. На первый взгляд, проблема никчемная, процент-то чисто символический. Однако, с экономической точки зрения, это явный регресс, указывающий на неблагоприятные сдвиги в платежеспособности населения.

Ведь у нас далеко до обеспечения современного социального стандарта потребления товаров, характерного для развитых стран. В ряде областей республики показатель объема розничного товарооборота на душу населения чисто символический.

К примеру, в прошлом году объем розничного товарооборота в среднем на душу населения в месяц составил в области Сюник около 6,6 тыс. драмов (менее $18), в Вайоц Дзоре и Арагацотне - соответственно 6,3 тыс. драмов и 6,1 тыс. драмов (в обоих областях – менее $17). Анти-рекорд же в этом отношении установлен в области Гегаркуник – 4,3 тыс. драмов (менее $12) на душу населения. Учтем к тому же, что это – средний показатель, то есть имеются в реальности показатели ниже приведенных.

Для справки: стоимость продуктового набора минимальной потребительской корзины в IV квартале того же года составлял менее 22,6 тыс. драмов в месяц. Понятно, что на этом неутешительном фоне спад в динамике розничного товарооборота означает дальнейшее ухудшение уровня жизни значительной части населения республики.

 

 

После того, как волна глобального кризиса докатилась до Армении, в динамике физического объема розничного товарооборота, до этого стабильно развивающегося, проявилась тенденция к снижению, и даже сокращению. Январь текущего года означает возврат к этой тенденции, хотя по темпам роста среднемесячная номинальная заработная плата опережала инфляцию (на 2,6 процентных пункта). Следовательно, рост заработной платы не способствовал росту потребления товаров в целом по стране.

Как следует полагать, подорожание наиболее резко проявилось по тем товарам, расходы на которые составляют значительную часть семейного бюджета необеспеченных слоев населения. В данном контексте к необеспеченным слоям следует приплюсовать и семьи, представляющие низший, по уровню доходов, сегмент среднего класса. К этому выводу приводит ряд факторов.

Вначале отметим, что по среднему индексу цен подорожание в январе текущего года, по сравнению с январем прошлого года, обошлось покупателям товаров в 4,1 млрд. драмов (в эквиваленте – $10,6 млн.). Но это средний показатель, включающий в себя шикарные иномарки, услуги ресторанов и баров. На самом деле процент переплаты у контингента семей с низким уровнем доходов может быть выше.

 

 

Не все, конечно, пострадали от повышения цен. Были и такие, которые часть своих доходов направили в сбережения. Вообще сдвиги в структуре вкладов населения дают богатую пищу для размышлений, если рассмотреть их динамику за месяц.

В январе текущего года, по сравнению с декабрем прошлого года, вклады населения в драмах до востребования, сократились на 5,0 млрд. драмов (что эквивалентно $13,0 млн.), а вот срочные возросли – почти на 6,0 млрд. драмов ($15,4 млн.). Напомним, что в принципе вклады до востребования могут оперативно использоваться для расходов, так что они представляют собой составную часть текущего семейного бюджета вкладчиков. А вот изъятие из банка срочных вкладов, до истечения договорного времени, обернется для владельца сберкнижки штрафами.   

Естественно, такую роскошь, как сберегать деньги, могут позволить только те, у кого доходы намного превышают расходы, с учетом обеспечения социального стандарта потребления и качества жизни, то есть представители среднего класса и экономической элиты. Понятное дело, бедняки могут попросту загнуться, если рискнут открыть сберкнижку в банке.

То есть здесь уже встречаемся с упомянутым выше низшим сегментом среднего класса, представители которого могут отложить деньги в организованные сбережения. Ведь навряд ли столь заметные сдвиги явились следствием повальной и молниеносной эпидемии перевода вкладов до востребования в срочные.

Скорее всего, текущие потребительские расходы «бедняков» из числа среднего класса возросли, вот и вынуждены были они обналичить свои сбережения в банках. Это, конечно, предположение, не претендующее на абсолютную истину, но для более точных выводов необходимы и более детальные данные, которые официальная статистика не предоставляет.

В структуре вкладов населения в валюте наблюдалась примерно такая же картина: остатки вкладов до востребования сократились на 0,9 млрд. драмов ($2,4 млн.), а срочных увеличились на 8,6 млрд. драмов ($22.2 млн.).

Таким образом, часть населения была вынуждена снизить свой уровень потребления товаров, а другой контингент нашего общества сохранил прежний уровень при возросших ценах, и вместе с этим увеличил сбережения, в долгосрочном плане. Конечно, в этом нет ничего экстраординарного. Зарубежные эксперты с удивлением констатировали, что в ходе глобального кризиса богачи во многих развитых странах еще более разбогатели!

В противоположность розничному товарообороту, объем услуг в январе текущего года, по сравнению с январем прошлого года, увеличился – на 6,7%. На фоне сокращения физического объема товарооборота данный факт уже сам по себе показывает, что рост услуг отнюдь не связан с «улучшением» финансового состоянии необеспеченных слоев населения.

Ведь объем одной из наиболее важных услуг, от которой трудно отказаться даже бедняку – здравоохранения, в январе сократился на 2,2%. То, что здоровье населения в целом отнюдь не укрепилось (и граждане стали меньше тратить на докторов и лекарства), подтверждается данными динамики инфекционных заболеваний. Почти по всем видам последних в январе текущего года, по сравнению с январем прошлого года, наблюдается заметный рост.  

Одновременно резко возрос объем услуг по группе с общим названием «культура, развлечения и отдых» - на 27,7%. Навряд ли расходы столь заметно повысились по линии «культуры», скорее наши граждане, из числа обеспеченных, стали больше тратить на всевозможные «развлечения» и отдых… Отсюда можно сделать немаловажный вывод: поляризация нашего общества по доходам за год еще более усилилась, одни стали больше голодать а другие – развлекаться...

Альберт Хачатрян

Распечатать
Самое