News
Лента
News
Суббота
Май 11
Вся лента

Проблему Нагорного Карабаха Казахстан выводит за скобки тех задач, которые решаются в соответствии с Уставом ОДКБ. Чрезвычайный и полномочный посол Казахстана в Армении Тимур Уразаев в интервью Новости Армении – NEWS.am выразил удовлетворение в связи с уровнем политического взаимодействия Еревана и Астаны и выделил объективные трудности, пути развития двусторонних торговых отношений:    

Как бы Вы охарактеризовали политическое взаимодействие между Арменией и Казахстаном в течение 2016 года?

Двусторонние отношения Казахстана и Армении, в первую очередь, на политическом уровне оцениваются как очень конструктивные, очень полезные и взаимовыгодные. Это реальная оценка того, чего мы достигли за прошедшие 25 лет новейшей истории. Главным показателем интенсивных отношений служит участие и Казахстана, и Армении в очень тесных форматах сотрудничества – Евразийском экономическом союзе и Организации Договора о коллективной безопасности. И если у нас в двусторонних отношениях были бы какие-то проблемы, мы не смогли бы участвовать в этих организациях.

Что касается непосредственно двусторонних связей, Армения поддерживает нас постоянно в международных инициативах – и нашу кандидатуру в Совет безопасности ООН, и по проведению EXPO, да и во многих международных вопросах. Мы тоже поддерживаем армянских коллег при голосовании на многих международных площадках.

И Казахстан, и Армения имеют свою форму партнерства с НАТО. Казахстан и Армения активно сотрудничают и с ЕС. У нас совершенно близкие подходы к большой международной повестке дня. Там я не вижу никаких проблем.

Что касается торговых отношений, здесь есть, к сожалению, очень большой неиспользованный потенциал, даже при тех существующих вполне объективных трудностях, в первую очередь, транспортного и логистического характера. И казахстанские, и армянские коллеги держат эту тему в ранге приоритетных вопросов. Товарооборот у нас довольно низкий, по итогам прошлого года он составил всего лишь около $5,5 млн. И большую часть этого товарооборота покрывает экспорт армянской продукции силами бизнесменов: как правило, это наши граждане армянской национальности. С точки зрения малого и среднего бизнеса у нас пока что нет  возможности конкурировать с российскими экспортерами.

Я не считаю, что инвестиционные условия в Армении хуже, чем в Грузии. Думаю, инвестиционные возможности даже может и лучше. Действует замечательный режим торговли Армении с Европейским Союзом – GSP+, который дает уникальную возможность не только для казахстанских, но и любых международных партнеров Армении очень успешно инвестировать на территории страны.

За январь-октябрь 2016 года товарооборот Армении и Казахстана уже вырос на 55,4%. Точками роста торговли Казахстана с Арменией, на мой взгляд, могут служить, во-первых, в торговле – нахождение новой номенклатуры товаров, которые должны пользоваться спросом. В доле товарооборота Казахстана и Армении 98% занимает экспорт армянских товаров – винно-коньячная продукция, ювелирные украшения. А казахстанский экспорт за январь-февраль 2016 года составил всего около $294 тыс. Как исправлять ситуацию? Нам надо, во-первых, думать о том, чтобы улучшить возможности северного маршрута из Армении через Грузию и Россию на территорию Казахстана с учетом сезонности работы «Верхнего Ларса». Нужно также параллельно развивать и южный маршрут через территорию Ирана и Туркменистана в Казахстан.

Как бы Вы охарактеризовали эффективность деятельности ОДКБ, учитывая многократно выраженное президентом Армении недовольство в связи с позицией стран-участниц организации относительно нарушений Азербайджаном режима перемирия на границе с Арменией?

Во-первых, в Уставе ОДКБ черным по белому написано, что страны-участницы оказывают друг другу необходимую помощь по отражению внешней агрессии со стороны третьего, не входящего в эту Организацию государства. Проблемы на границе между Арменией и Азербайджаном в большей степени связаны не с самой Арменией, сколько с проблемой вокруг Нагорного Карабаха. Часть границы в Тавушской области является сопредельной с теми районами, которые находятся под контролем Армении. Мы изначально занимали четкую и открытую позицию – и в Казахстане, и в России, и в других странах ОДКБ – если речь идет о внешней агрессии третьего государства безотносительно к каким-то территориальным проблемам – это одно, и совершенно другое, когда это касается Нагорного Карабаха. Поэтому у Казахстана честная позиция: проблему Нагорного Карабаха мы выводим за скобки тех задач, которые решаются в соответствии с Уставом ОДКБ. Мы высказываемся только за мирное урегулирование карабахского вопроса, военного решения нет абсолютно.

Теперь хочется спросить, как отмечают Новый год в Казахстане? Какие традиционные блюда подаются на праздник?

Любой Новый год для нас, в первую очередь, праздник семейный: он объединяет нас всех за «дастарханом». «Дастархан» по-казахски означает «накрытый стол», дословно это скатерть, подразумевается праздничный стол. Естественно, готовятся традиционные блюда. У нас традиционным блюдом является «Йет», что в переводе означает «мясо». В обиходе есть еще наименование «бешбармак».

И Ваши пожелания Армении и армянскому народу.

Хочется пожелать, чтобы не только в праздничные дни, но и после Нового года накрывались обильные столы. На такие случаи есть пожелание – «Дастархан мол болсын» («Пусть дастархан будет богатым»). Армении я, в первую очередь, желаю мирной, абсолютно лишенной какого-либо окраса ситуации на границах. Нужно надеяться на способность соседей находить взаимопонимание, слышать друг друга. Я вижу у армянского политического руководства готовность достигнуть договоренностей, хотел бы слышать это и от соседей Армении.

!
Этот текст доступен на   Հայերեն and English
Распечатать
Самое
Фоторепортажи