News
Лента
News
Четверг
Май 02
Вся лента

Модернизация Армянской АЭС это не только технический, но и большой политический вопрос. Об этом в беседе с корреспондентом Новости Армении - NEWS.am заявил доктор политических наук, эксперт по энергетической безопасности Ваге Давтян.

«Если рассматривать вопрос чисто с технической точки зрения, то компания «Русатом Сервис» продолжает выполнять свои обязательства по модернизации электростанции. Это говорит о том, что взаимодействие на техническом уровне между российской госкорпорацией и Арменией продолжается. Но если рассматривать вопрос в политическом контексте, то я более чем уверен, что отказ от оставшейся части российского кредита в размере более 107 млн. долларов нанес большой урон по стратегии выстраивания армяно-российского энергетического сотрудничества»,- отметил эксперт.

Он пояснил, что «Русатом Сервис» продолжает функционировать в качестве главного подрядчика по выполнению работ, но, по сути, пересмотр кредитного соглашения, подписанного в 2015 году, имеющего межгосударственный статус, представляется крайне опасным с точки зрения будущего армянской ядерной энергетики.

Это связано с тем, что сформирована ситуация, в которой завтрашний день армянского мирного атома уже представляется без российского участия. Но если объективно оценивать ситуацию, то участие России в нашем регионе является чуть ли не императивом для развития мирного атома. Неслучайно Россия активно участвует в формировании ядерных мощностей в Турции, в строительстве атомных реакторов в Иране. Кроме того, ведутся кулуарные переговоры между Баку и Москвой на предмет предоставления госкорпорацией «Росатом» помощи по строительству в Азербайджане АЭС. Поэтому будущее Армянской АЭС следует рассматривать в контексте также геополитических процессов.

Давтян заметил, что восприятие будущего в подходе нынешних властей Армении ограничено техническими аспектами.

«Больших проблем в рамках программы модернизации ААЭС на этом этапе не будет. Правда, могут возникнуть финансовые сложности, поскольку армянская сторона при отказе от российского кредита заявила, что будет изыскивать деньги из собственных средств. Тогда еще не было окончательного представления о том экономическом кризисе, в котором окажется Армения в пост военный период. Дальнейший ход работ может пройти с большими финансовыми сложностями, что может отразиться на тарифах»,- подчеркнул он.

Важно понимать, что российская сторона по договору 2015 года предоставила кредит по достаточно удобным для Армении условиям. Процентная ставка была установлена в размере 3%. Если сравнить с другими аналогичными проектами с российским участием, то это комфортные условия для строительства АЭС. Процентная ставка для Беларуси, например, составляла 5-5,5% и лишь недавно были инициированы переговоры по пересмотру условий. Венгрия также получила кредит примерно под 5%. В этих условиях отказ от российских кредитов властями, по сути, направлен на дискриминацию ядерной энергетики в Армении и на то, чтобы поставить под вопрос развитие мирного атома. Не случайно, что сегодня вопрос строительства нового энергоблока пока остается на уровне застольных тостов.

До сих пор нет ясности в стратегии развития в этом направлении.

Неопределенность в атомной энергетики Армении, как пояснил Давтян, есть уже сегодня, строительство АЭС необходимо планировать заранее, а сегодня мы уже сильно отстаем.

«Изначально планировалось, что будет продлен срок эксплуатации действующего энергоблока до 2026 года, а сразу после консервации этого энергоблока будет введен в эксплуатацию новый атомный энергоблок. Процесс строительства нового энергоблока необходимо было начать хотя бы за 10 лет. Эксперты «Росатома» объективно оценили возможность продления срока эксплуатации второго энергоблока до 2036 года, и сегодня власти Армении опираются на эти оценки, и прописали этот подход в недавно утвержденной стратегии. Чисто технически реализовать это возможно, но мы должны быть готовы к тому, что после 2026 года Армения, если захочет продлить сроки эксплуатации атомной электростанции, неизбежно столкнется с очень серьезным сопротивлением со стороны ЕС и ряда европейских институтов. Будет поставлена задача консервации АЭС и замены ее новыми мощностями. Это говорит о том, что если мы идем по пути продления срока эксплуатации электростанции, то предстоит серьезная работа в политической плоскости.

Еще один сценарий, который не представляется целесообразным – это рассмотрение введения в эксплуатацию модульных атомных электростанций, о чем не раз говорили власти. Такие АЭС бывают малых мощностей (100-150 МВт) и обычно используются в качестве резервных. Кроме того, если рассматривать атомную электростанцию в геополитическом ключе, то модульные АЭС не способны обеспечить высокий статус»,- добавил эксперт.

Сегодня уже необходимо начать глубокую работу, которая должна вписываться во все правила и принципы энергетической дипломатии, чтобы в 2026 году не столкнуться с серьезным международным прессингом, а он будет осуществляться, в том числе с подачи Азербайджана и Турции, которые не жалеют на это никаких ресурсов.

Ваге Давтян пояснил, что программа модернизации АЭС утверждается на уровне МАГАТЭ. Для нас утвержден план действий до 2026 года, и если мы не предпримем действий для строительства нового энергоблока, то к 2026 году у нас возникнут проблемы как минимум с международными структурами.

«Если мы не идем по пути строительства нового энергоблока, то сегодня на всех уровня необходимо продвигать идею того, что Армянская атомная электростанция готова к тому, чтобы ее эксплуатировали еще 10 лет после 2026 года, тем более, для этого есть достаточно авторитетные экспертные оценки. Сегодня уже невозможно построить новый энергоблок, поскольку 5 лет - слишком маленький срок. Очень многое зависит от того, какая политическая конъюнктура сложится в Армении и вокруг Армении. Что касается воздействия остановки ААЭС на 141 день, то она стала одной из причин недавнего роста тарифов на электроэнергию»,- заключил он.

!
Этот текст доступен на   Հայերեն
Распечатать
Читать также:
Все
Лукашенко: в Белоруссии думают над строительством второй АЭС
Наверное, наше общество уже переболело постчернобыльским синдромом…
Эксперт: Для завоевания армянского рынка Баку может прибегнуть к демпингу и снизить цену на газ
Фактически, мы ставим в зависимость от Азербайджана один из столпов нашей национальной безопасности…
Эксперт: Эта газовая риторика направлена против российского фактора
Если речь идет о газотранспортной системе Армении, то…
Армянский эксперт: Это не диверсификация, а азербайджанизация нашей энергосистемы
Власти объясняют возможность покупки газа у Азербайджана диверсификацией энергетической безопасности Армении…
Латвия передала Украине оборудование для энергетики
В пакете помощи — трансформатор ТС-250000/330 мощностью 250 МВА, который ранее…
Экс-министр юстиции развеял мифы
Так называемая «диверсификация» - это всего лишь надежда на тот же российский газ по азербайджанским трубам…
Самое