News
Лента
News
Вторник
Март 19
Вся лента

Несмотря на жесткие заявления президента Реджепа Тайипа Эрдогана, Турция, вероятно, в конечном итоге даст зеленый свет на вступление в НАТО Финляндии и Швеции. Просто альянс должен сначала заплатить цену, пишет Politico.

Анкара возражает против заявок двух скандинавских стран на вступление в НАТО, блокируя  процесс вступления. Турецкие официальные лица обвинили Финляндию и Швецию в поддержке курдских «террористов» , а также выразили озабоченность по поводу ограничений на экспорт оружия.

Темм не менее, нынешние и бывшие официальные лица и дипломаты говорят, что мотивы Турции, вероятно, выходят за рамки простого желания Стокгольма и Хельсинки изменить свою политику. Эрдоган ведет затяжные переговоры с США о покупке истребителей. Он также, вероятно, видит шанс получить политические очки внутри страны благодаря своему международному кулачному бою против «терроризма».

Теперь,  дипломаты спешат выяснить, что заставит Эрдогана сдвинуться с места.

«Цена пока неизвестна, но ясно, что она будет», — сказал Яап де Хооп Схеффер, бывший глава НАТО. В  то время как Турция имеет опыт поддержки расширения НАТО, у Эрдогана есть опыт использования важных решений альянса для получения уступок.

В 2009 году Турция возражала против назначения Андерса Фога Расмуссена высшим должностным лицом НАТО, но уступила только после переговоров на высоком уровне. Де Хооп Схеффер, который в то время был уходящим генеральным секретарем, вспомнил ночные переговоры с участием президента США Барака Обамы.

В конце концов, как сказал бывший глава альянса POLITICO, Турция уступила  и «получила в качестве приза должность помощника  генерального секретаря НАТО».

Заявки Финляндии и Швеции теперь дают Эрдогану еще одну возможность извлечь выгоду из модели НАТО, основанной на консенсусе, а также сплотить свою базу в преддверии выборов, запланированных на следующий год.

Де Хооп Схеффер сказал, что за маневрами Турции может стоять сочетание факторов.

Во-первых, по его словам, это внутренняя политика. Эрдоган всегда строил свои призывы на жестких высказываниях о терроризме, и Рабочая партия Курдистана (РПК) является давним противником в этой кампании. Турция, США и ЕС считают РПК  террористической организацией, хотя некоторые в США и ЕС считают это определение устаревшим. Эрдоган, наоборот, часто использует РПК  как боевой клич.

«Вы всегда можете сплотить большие слои населения, связав терроризм и РПК», — сказал бывший генеральный секретарь.

Второе, по словам де Хооп Схеффера, заключается в том, что вступление Финляндии и Швеции «изменит внутренний политический баланс веса внутри НАТО, потому что к альянсу присоединяются две полноценные и хорошо вооруженные» демократии.

Ожидается, что Финляндия и Швеция значительно повысят обороноспособность НАТО. Финляндия может предложить военно-морскую мощь в Балтийском море и присутствие на арктическом севере, где Россия проявляет интерес к расширению своего влияния. Швеция может похвастаться передовыми военно-воздушными силами.

Еще одним важным элементом является сохраняющаяся напряженность между Турцией и США по поводу закупок истребителей.

В течение многих лет Анкара была надежным клиентом для оборонных компаний США, скупая десятки истребителей F-16. Позже Турция обратилась к более совершенным F-35.

Но отношения испортились в 2019 году, когда Турция приобрела ракетную систему С-400 российского производства. В ответ США исключили Анкару из программы F-35 и ввели санкции против турецкой оборонной промышленности.

После этой ссоры Турция начала обдумывать идею покупки российских истребителей и даже разрабатывать собственную программу. Тем не менее, она также стремится как модернизировать свой парк F-16, так и закупить новые самолеты F-16. Запрос уже несколько месяцев находится на рассмотрении администрации Байдена и Конгресса США.

«Эта цена вполне может состоять в том, что американцы согласятся на продажу  F-16», — сказал де Хооп Схеффер.

США, похоже, склонны заплатить эту цену. Государственный департамент США предварительно поддержал запрос Турции, который сейчас рассматривается Белым домом и Конгрессом.

В Хельсинки также считают, что позиция Турции может быть связана с ее нынешней борьбой с США.

«У Финляндии хорошие отношения с Турцией, и мы разделяем цель борьбы с терроризмом», — сказал один из высокопоставленных финских чиновников на условиях анонимности. «Я не думаю, что в наших двусторонних отношениях есть какие-то проблемы. Возможно, это связано с проблемами Турции с США».

Однако некоторые аналитики настаивают на том, что подход Финляндии и Швеции к РПК остается ключевым для правительства Турции. «Мы не можем решить эту проблему», просто сгладив отношения между Вашингтоном и Анкарой, сказал Синан Улген, бывший турецкий дипломат.

Он добавил, что это может помочь ускорить процесс, но «нет возможности избежать» решения Швеции и политики Финляндии в отношении курдских групп.

По словам Ульгена, переговоры со Швецией, как ожидается, будут более жесткими, чем с Финляндией. «От Швеции ожидают большего», — сказал он, имея в виду то, что он назвал «более снисходительным подходом Стокгольма к деятельности РПК.

По его словам, шведскому правительству «придется продемонстрировать, что оно изменило свое отношение к этому».

Шведские и финские официальные лица заявили, что открыты для диалога с Турцией. И высокопоставленные деятели всего альянса настаивают на том, что консенсус по поводу присоединения Хельсинки и Стокгольма будет найден.

 

 

 

!
Этот текст доступен на   Հայերեն
Распечатать
Самое