News
Лента
News
Пятница
Май 03
Вся лента

Доллар, на котором держится мировая торговля, находится на взлете, который не имеет параллелей в современной истории. Его рост является результатом в первую очередь агрессивного повышения процентной ставки Федеральной резервной системы — в среду она была повышена еще на 75 базисных пунктов — и оставил после себя разрушительный след: рост стоимости импорта продовольствия и углубление бедности в большей части мира; разжигание дефолта по долгам и свержение правительства в Шри-Ланке;  нагромождение убытков для инвесторов в акции и облигации в финансовых капиталах повсюду, пишет Bloomberg.

По некоторым данным, доллар сейчас находится на рекордно высоком уровне. С середины 2021 года он вырос на 15% по отношению к корзине валют. И поскольку ФРС полна решимости продолжать повышать ставки, чтобы подавить инфляцию — даже если это означает погрузить американскую и мировую экономику в рецессию — большинство давних наблюдателей за валютой не видят ничего, что могло бы остановить рост доллара.

Все это немного напоминает антиинфляционную кампанию ФРС под руководством Пола Волкера в начале 1980-х годов. Вот почему все больше разговоров болтовни о возможности возрождения Plaza Accord, соглашения, которое позволило искусственно обуздать доллар. Подобная сделка может показаться маловероятной прямо сейчас, но с учетом некоторых рыночных показателей, предполагающих, что доллар может снова легко подняться на ту же сумму — прибыль, которая сотрясет мировую финансовую систему и вызовет всевозможные дополнительные проблемы — это, вероятно, только вопрос времени.

«Нет криптонита, способного немедленно подорвать силу доллара, поскольку еврозоне мешает война на Украине, а рост Китая нестабилен», — сказал Вишну Варатан, глава отдела экономики и стратегии Mizuho Bank Ltd. в Сингапуре. «Куда бы вы ни посмотрели, альтернативы доллару просто нет, и в результате он разрушает все остальное — экономику, другие валюты, корпоративные доходы».

Стремительный рост американской валюты ощущается в повседневной жизни во всем мире, потому что это смазка для глобальной торговли — примерно 40% из 28,5 триллионов долларов ежегодной мировой торговли оцениваются в долларах США. Его неустанный рост рискует создать самоподдерживающуюся «гибельную петлю».

 

«У вас есть опасения по поводу рецессии, ведущие к укреплению доллара, а затем ужесточение финансовых условий, ведущее к усилению опасений по поводу рецессии», — сказал Джоуи Чу, стратег HSBC Holdings Plc в Гонконге. «И нет немедленного решения».

Спрос на доллар был высоким по простой причине: когда мировые рынки сходят с ума, инвесторы ищут убежище. И, как выразился Банк международных расчетов, эта гарантия «сейчас обеспечивается главным образом долларом США». Размер и сила экономики США остаются беспрецедентными, казначейские облигации по-прежнему являются одним из самых безопасных способов хранения денег, а доллар составляет львиную долю валютных резервов.

Некоторые из основных индикаторов доллара показывают его способность расти дальше. Хотя спотовый индекс доллара Bloomberg в этом месяце достиг рекордного уровня, он измеряется только с конца 2004 года. Более узкий индекс доллара США ICE — его показатели по сравнению с развитыми аналогами — все еще значительно ниже уровней, наблюдавшихся в 1980-х годах. Потребовалось бы 54-процентное ралли, чтобы вернуть его к своему пику в 1985 году, году было подписано соглашение Plaza Accord.

Однако на этот раз обстоятельства изменились, сказал Брендан МакКенна, стратег Wells Fargo Securities в Нью-Йорке. Сила доллара не так заметна — по крайней мере, пока — и ФРС должна снизить ставки в какой-то момент в следующем году, когда экономика остынет, ослабив давление на доллар. «Скоординированные действия по девальвации доллара и поддержке валют G-10, вероятно, не являются столь приоритетными на данном этапе», — сказал он.

Тем не менее, валюты многих из этих крупных экономик страдают. В дополнение к падению евро, японская иена упала до 24-летнего минимума, поскольку инвесторы стремятся к более высокой доходности.

Для многих развивающихся рынков ущерб был еще больше. Индийская рупия, чилийское песо и шри-ланкийская рупия в этом году достигли рекордно низкого уровня, несмотря на усилия некоторых центральных банков попытаться замедлить падение. Денежно-кредитное управление Гонконга скупило местные доллары рекордными темпами, чтобы защитить валютную привязку города, в то время как центральный банк Чили начал интервенцию на 25 миллиардов долларов после того, как песо упал более чем на 20% за пять недель.

«Это не сработает», — сказал Лука Паолини, стратег Pictet Asset Management Ltd.,. «Этот рост инфляции, курс доллара являются событиями, определяющими поколение, и центральные банки на развивающихся рынках мало что могут с этим поделать».

Сильный доллар увеличивает прибыль производителей нефти и экспортеров сырья, а также международных компаний, таких как Toyota Motor Corp., которые размещают большую часть своих доходов в США.

Технологические гиганты, которые репатриируют часть своих глобальных доходов  в США, получили  удар. Корпорация Microsoft заявила, что доллар съедает ее прибыль, в то время как корпорация International Business Machines обвинила сильный доллар в увековечивании дефицита денежных потоков.

Приступы укрепления доллара случались и раньше, например, в 2016 или 2018 году, когда ФРС стремилась ужесточить политику, но последние данные указывают на то, что инфляция в США находится на самом высоком уровне за четыре десятилетия, и у ФРС меньше возможностей для маневра.

На фоне стремительного роста цен, ястребиной ФРС и риска глобальной рецессии доллар ухмыляется. Это соответствует широко распространенной идее, выдвинутой бывшим валютным гуру Morgan Stanley Стивеном Дженом. Теория состоит в том, что валюта растет в двух крайних точках — когда экономика США находится либо в глубоком спаде, либо в сильном росте — и слабеет в середине, в периоды умеренного роста.

 

Инвесторы от Сингапура до Нью-Йорка строят теории о таких катализаторах, как замедление роста, ясность в отношении того, когда ФРС прекратит повышать ставки, или существенное оживление экономического роста Китая. Но неясно, когда что-то из этого произойдет. Индекс потребительских цен в США поднялся до нового максимума в 9,1% в июне, и ФРС не повышала ставки так быстро с середины 1990-х годов.

С тех пор мировая экономика сильно изменилась. В течение трех десятилетий рост производства в Китае сдерживал цены на миллионы промышленных товаров, даже несмотря на рост стоимости сырья. Когда предложение дешевой рабочей силы и капитала в азиатской стране, наконец, начало иссякать, ценовое давление снова начало нарастать. Затем последовала торговая война с США, пандемия и война в Украине, что привело к беспорядку в хорошо сбалансированной глобальной торговой системе и вызвало резкий рост цен на энергоносители. Поскольку вторая по величине экономика мира по-прежнему придерживается своей политики нулевого Covid, даже ценой замедления роста, возвращение к нормальной жизни кажется далеким.

При таком количестве неопределенностей у центральных банков от Австралии до Канады нет иного выбора, кроме как последовать примеру США и повысить стоимость заимствований для борьбы с инфляцией. И без большей ясности относительно того, когда цикл может закончиться, немногие инвесторы готовы делать ставки против доллара.

 

 

!
Этот текст доступен на   Հայերեն and English
Распечатать
Фоторепортажи