News
Лента
News
Вторник
Май 07
Вся лента


Общественно-политический деятель, бывший государственный министр Арцаха Рубен Варданян дал интервью Общественному телевидению Арцаха.

Очередная встреча Пашинян-Алиев-Путин состоялась в Москве. И?

Рубен Варданян:  Было очевидно, что это полный провал. Было очевидно, что, к сожалению, с точки зрения интересов народа Арцаха все это было крайне негативно.

Ожидали ли вы, что после заявлений, сделанных в Брюсселе и Ереване, будет сделано еще одно заявление в Москве?

Рубен Варданян: В любом случае политика такая штука, что заявления разные, действия разные. Нужно смотреть, сколько минут длилось собрание, какой была пресс-конференция. Например, через полторы минуты в США Блинкен вышел один, без двух министров. Здесь встреча длилась 20 минут. Вы следите за тем, какую информацию они публикуют, какую информацию не дают, что произошло, какие решения были опубликованы. Все понятно: к сожалению, в очередной раз мы провалили переговоры.

Вы также отреагировали на заявление премьер-министра РА от 22 мая. Многие считают это завершением арцахского процесса. Каково Ваше мнение?

 
Рубен Варданян:  С одной стороны, ничего нового он не сказал. такое заявление уже было однажды сделано, с другой стороны, он уже четко признал Арцах частью Азербайджана, не как возможный вариант, но признал, что не считает это проблемой. Я уже несколько раз говорил, что для нас это неприемлемо, и хочу напомнить вам его собственные слова: арцахский вопрос должны решать граждане Армении, граждане Арцаха и его должны принять граждане Азербайджана. Он сам отказался от своего обещания, отказался от заявления, которое сделал, когда впервые стал премьер-министром и когда его избрали в 2021 году. Я еще раз говорю, что это не должно быть по его решению, он уже сказал формулу: он не может ничего подписывать без нашего народа, без позиции наших властей. 

Власти Арцаха ответили, вы, наверное, знаете об этом. И?

Рубен Варданян: Помимо заявлений, нужно предпринимать шаги, мне кажется, это уже та ситуация, когда нож дошел до кости. Есть люди просто очень неграмотные, которые говорят: что случилось, армяне живут в Арцахе, армяне живут в Глендейле, армяне живут в Джавахке. Те, кто так говорит, не имеют права заниматься политической деятельностью и не понимают, что существует большая разница между статусом армян, проживающих в Грузии и Арцахе. В связи с этим мы должны предпринять очень четкие, решительные шаги, чтобы показать, что это не будет принято, и это не может быть решение, которое будет принято какой-либо правящей силой в Армении.

Вы ожидаете действий в Арцахе от властей Арцаха?

Рубен Варданян:  И в Арцахе, и в Армении. Если вдруг мы потеряем Арцах, мы потеряем Армению, я это несколько раз говорил, после войны 2020 года, наверное, 4-5 раз говорил в разных местах, я всегда об этом говорил, и я получил ответ от правящей власти, мол, как вы можете сказать что-то подобное. Да, я говорил и буду говорить, если мы потеряем Арцах, мы потеряем Армению.

Что вы ждете от властей Арцаха, допустим, они сделали заявление, что если будет принято решение или будет подписано решение, противоречащее волеизъявлению народа Арцаха, мы его не примем. Что еще он должен сделать?

Рубен Варданян: Очень просто: нужно к этому готовиться, надо четко с людьми внутренне обсудить, к чему это приведет, потому что очень важно, чтобы люди правильно понимали последствия. Если мы говорим, что это красная линия, но пусть они проходят немного, или это заявление, но ничего, давайте найдем форму. В политике да, можно попытаться найти решения дипломатическим путем, но наступает время, когда пути назад нет, потому что если Арцах будет принят в составе Азербайджана, последствия... Я не хочу говорить, но вчера Алиев уже говорил другие слова. Если вы помните, что он сказал: «Граждане Азербайджана армянского происхождения». И нетрудно предсказать, что будет в ближайшие месяцы, если мы не остановим это движение сейчас.

Вы видите варианты, чтобы остановить это?

Рубен Варданян: Да, единая позиция народа и правительства, что это не будет нами принято, и консолидация вокруг этой идеи. Это означает, что мы не должны этого допускать, и это должно осуществляться поэтапно.

Вернемся к вашей деятельности. Вчера на встрече в Степанакерте вы объявили, что планируете создать фонд для реализации проектов на сумму около 60 млрд драмов. Как можно подробнее, о чем речь?

 
Рубен Варданян:  Прежде всего, хочу напомнить вам, что до войны 2020 года и после нее мы вложили в Арцах десятки миллионов долларов в различные проекты. Мы, я имею в виду различные проекты, реализованные вместе с моими друзьями, одна только «Аврора» реализовала здесь около сотни проектов, и мы их продолжили. Созданное в прошлом году агентство «Мы – наши горы» уже реализовало здесь различные проекты на сумму около 2 млрд драмов.

Просто очень важно понимать, что это за цель. Объедините людей вокруг идеи, создайте дорожную карту. Чтобы понять, в каком направлении надо работать? И самое главное, какими человеческими, финансовыми и другими важными ресурсами вы располагаете для этой реальности. Сейчас мы прошли эту дорогу, мы подтвердили цель, мы подтвердили, что мы готовы объединиться вокруг этой цели, мы готовы провести очень большую работу. Для этого нам нужен ресурс. И в этой ситуации мы решили, что нужно вкладывать серьезные деньги, потому что времени на изменение реальности у нас очень мало. И несмотря на все проблемы в мире, заявлено много денег, которые будут вложены для достижения этой цели.

Вы упомянули, что 20 миллиардов из 60 миллиардов принадлежат семье Варданянов. Считаете ли вы реальным собрать столько денег, когда вокруг Арцаха так много вызовов?

Рубен Варданян: Постараемся все сделать. Я сказал, что больше всего горжусь тем, что программы, которые я реализовал, были коллегиальными. Моя семья вложила около 500 миллионов долларов в различные проекты. Около миллиарда долларов вложили другие люди. И я говорю это с большой гордостью. Редко когда богатый человек, имея возможности, работает с другими людьми. Мы реализовали или участвовали почти в 700 проектах. Мы дали стипендии примерно тысяче студентов. Мы помогли сотням людей, если бы считали, что в этом есть необходимость. Мы выделили деньги профессиональным менеджерам, а не отдельным людям. Я сделаю все, что у меня есть силы, с моими друзьями. Я уверен, что у нас все получится.

Если вы сегодня скажете, что вложите 60 миллиардов, но оставьте в покое политическое поле, мы не меняем власть, условия жесткие, мы не проводим митинги. Но люди рядом с вами политики или партии. У них есть свои цели. Цель политической власти – прийти к власти. Если вы закроете эту дверь, что они сделают?

Рубен Варданян: О какой власти идет речь? У нас есть Сардарапатская ситуация, у нас есть последний шанс отстоять Родину. Во время митинга я очень конкретно сказал, что мы так видим ситуацию. Если вы видите так же и правящую власть, и президента, и Национальное собрание, давайте решать, какие конкретные шаги мы должны предпринять в ситуации отечественной войны. Точнее, каждый день. Если вы не сделаете этого, мы сделаем это без вас, мы хотим защитить нашу страну. Очень важно, что у нас есть свое государство. Мы строили независимую государственность Арцаха 30 лет. Но, к сожалению, может случиться так, что глава госсистемы к этому не готов. Это будет только его решение. Но как лидеры, ответственные за нашу Родину, мы будем действовать. Мы все равно защитим Арцах.

Теперь будет правильнее и сильнее, если вся государственная система и общество сделают это вместе. Если нет, то я уверен, что тысячи выйдут защищать нашу страну, чтобы ваши дети и другие люди могли жить здесь. Другого пути нет. Сейчас президент обсуждает разные вещи, разные сценарии, спикер НС требует его отставки. До сих пор идут игры из-за некоторых лиц и должностей. Прекратите это!  Все это должно быть остановлено. У нас ситуация, которая не может быть арцахской. И вы хотите узнать о ваших личных отношениях. Конечно, бороться за позиции в такой ситуации неприемлемо... Мы солдаты, которые должны защищать свою Родину. Если с сегодняшнего дня мне нужно быть солдатом маленькой общины, я буду солдатом маленькой общины, а не буду говорить о том, что если вы не дадите мне должность, я не буду сражаться. Другого пути быть не может. 

!
Этот текст доступен на   Հայերեն
Распечатать
Самое