News
Лента
News
Среда
Май 01
Вся лента

Вокруг расходной части государственного бюджета развертываются настоящие баталии, скрещиваются копья представителей различных политических сил страны. Доходная же часть, кроме, разумеется, внешних кредитов, практически вне поля зрения общественности. А ведь именно от нее зависят упомянутые расходы.

И что удивительно, по важнейшей составной части доходов госбюджета - налогам, нет никаких качественных достижений. Только из года в год ужесточается администрирование, налоги выбиваются всеми возможными способами, а вот революционных сдвигов в налоговой политике нет. Если же эти качественные сдвиги и наличествуют, то, для того, чтобы их разглядеть, нужен мощный микроскоп.

Вначале немного «занимательной статистики». В январе-сентябре текущего года 1000 крупнейших налогоплательщиков Армении уплатила в государственный бюджет 394,9 млрд. драмов, что на 42,1 млрд. драмов (или на 11,9%) больше аналогичного периода прошлого года. На этом фоне показатели остальных, многих тысяч налогоплательщиков выглядят довольно скромно.  

В том же периоде эти «остальные», по сути, представители малого и среднего бизнеса, уплатили в государственный бюджет менее 122,1 млрд. драмов, что меньше показателя «крупнейших» ровно в 3,2 раза. Абсолютный прирост суммы налогов «остальных» за год на порядок уступает показателю крупнейших – лишь 6,0 млрд. драмов.

В результате, вследствие опережающих темпов роста и большей величине абсолютного прироста уплаченных налогов доля «крупнейших» в общих налоговых доходах госбюджета возросла на 1,1 процентных пункта, достигнув в исследуемом периоде 76,4%.

Это не конъюнктурные изменения. Если рассмотреть сдвиги в структуре налогов за долгосрочную ретроспективу, то видна определенная тенденция к снижению доли «остальных» налогоплательщиков.

В разрезе 9 месяцев, удельный вес «остальных» в общих налоговых доходах госбюджета поднялся было до отметки в 25,3% в 2010 году, затем стал последовательно снижаться, составив в отчетном периоде уже 23,6%. Не следует этот факт воспринимать, как сокращение суммы уплаченных «остальными» налогов. Наоборот, за 2009-2012 годы абсолютный прирост уплаченных «остальными» налогов составил около 35,2 млрд. драмов.

Однако по «крупнейшим» этот показатель был несоизмеримо выше – примерно 124,4 млрд. драмов. За эти же годы темп прироста суммы уплаченных в госбюджет налогов по «крупнейшим» составил 46,0%, что на 5,5 процентных пункта выше показателя «остальных». Учтем, что содержание базового 1% у крупнейших составляет 2,7 млрд. драмов, а у «остальных» - в три раза меньше, около 0,9 млрд. драмов.    

График наглядно иллюстрирует диспропорции в сумме налогов двух групп налогоплательщиков – «крупнейших» и «остальных». Однако нужно учесть одно немаловажное обстоятельство. Было бы заблуждением считать, что все 1000 «крупнейших» и в самом деле представляют собой крупнейшие компании, а малый и средний бизнес целиком разместился в группе «остальных».

В реальности словосочетание «1000 крупнейших налогоплательщиков» - понятие чисто абстрактное. Внутри этой группы также имеются огромнейшие диспропорции. Так, первые 500 коммерческих компаний обеспечили в январе-сентябре текущего года 89,6% от общей суммы уплаченных 1000 «крупнейших» налогов. То есть на долю других, числом также 500 коммерческих компаний, пришлось чуть более 10%. В принципе, с какой-то позиции в списке, крупнейшие компании уступают место представителям малого и среднего бизнеса.  

Если взять за планку сумму налога в 1 млрд. драмов, то с 67-го места «миллиардеры» уступают место компаниям рангом поменьше. Но разница с налогом, уплаченным  следующей по списку компанией, слишком мала (всего лишь 68 тыс. драмов), чтобы четко и однозначно разграничить эти группы.

Ясно одно, причислять всю тысячу «крупнейших» к крупному бизнесу ошибочно. Простой факт: первая десятка уплатила в январе феврале налогов на сумму 107,8 млрд. драмов (или же 27,3% от итога), а последняя десятка в списке, так сказать, аутсайдеры – лишь 0,5 млрд. драмов (0,1%). Тут даже невооруженным глазом видно, какая бездонная пропасть отделяет лидеров от аутсайдеров.  

Как указывалось выше, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в январе-сентябре текущего года абсолютный прирост суммы уплаченных в госбюджет налогов  составил 42,1 млрд. драмов. Половину (50%) этого прироста обеспечили числом 42 компании. Между тем в январе-феврале прошлого года половина прироста пришлась на долю 47 компаний. То есть контингент верхнего эшелона, обеспечивающего половину прироста суммы налогов, за год уменьшился.

Далее, возьмем планку в 90% от итоговой суммы налогов крупнейших. В январе-сентябре прошлого года эту долю обеспечили числом 516 налогоплательщиков, а вот в отчетном периоде уже меньше – 491 коммерческая компания. На первый взгляд, разница вроде бы незначительная. Но учтем, что для столь малого периода, как год, она ощутимая, и указывает как на усиление концентрации бизнеса, так и на неравномерное развитие предпринимательской деятельности...

В принципе, идеальным было бы повышение удельного веса малого и среднего предпринимательства. Во многих развитых странах основная доля в налогах, а следовательно, и в обороте предприятий, падает именно на малый и средний бизнес. И дело отнюдь не в том, что в этих странах крупный бизнес влачит жалкое существование.

Просто масса малых и средних предпринимателей обеспечивает неплохой оборот, и платит соответствующие налоги. То есть сфера бизнеса диверсифицирована, что в какой-то степени обеспечивает стабильность экономики.

Жизнь показывает, что ставка на крупные предприятия может привести к  тяжелым последствиям как для государственного бюджета, так и экономики в целом. Вспомним, как годы назад ухудшение конъюнктуры на мировом рынке цветных металлов привело к грандиозному спаду налогов Зангезурского медно-молибденового завода, до этого бесспорного лидера «крупнейших».     

Альберт Хачатрян

!
Этот текст доступен на   Հայերեն
Распечатать
Самое
Фоторепортажи