News
Лента
News
Суббота
Май 11
Вся лента

Работать в поле НДС для бизнеса было бы не так уж невыгодно, если бы было кому его списывать и от кого получать счета-фактуры. Кто здесь виноват – крупный бизнес, который не любит их выдавать, или малый, который не искушает судьбу и не ругается с крупным? В беседе с Новости Армении – NEWS.am председатель НПО «Ассоциация сотрудничества МСБ» Акоп Авакян отмечает: проект новой редакции Закона «О налоге с оборота» – однозначный шаг вперед. Малому и среднему бизнесу не только предписывают требовать счета-фактуры у крупного, но и материально его поощряют. Но дело нужно начинать с ворот таможни и заводского склада – и цепочка к мелкому торговцу, о которой так беспокоится Правительство, размотается легко… 

Если торговец сможет полностью списать НДС вверх по цепочке, то реальная ставка для него составит 3% с небольшим. Это меньше, чем 5% налога с оборота (без учета списаний), которые предлагает новый законопроект…

Платить НДС не опасно, если нет проблем с документированием. За счет списаний можно лучше планировать налоговые выплаты и в целом финансовые потоки. Кроме того, в отличие от налога с оборота и тем более фиксированной выплаты, в обычном режиме ты не платишь налога на прибыль, если работал в минусе. Нет прибыли – нет налога.

Почему тогда торговец выбирает налог с оборота? Потому что не может обосновать свои закупки, как это требуется в режиме НДС.

А производителю (хотя в поле налога с оборота их мало) с моей точки зрения, выгоднее добровольно перейти под НДС. Потому что в производстве с ним увязаны и амортизация станков, и технологические потери сырья. Но производители, которые работают на импортном сырье, вынужденно выбирают налог с оборота, потому что – опять же – не могут обосновать закупки. 

Ножницы налогообложения с «белых» и «серых» сделок предложены в 4% (5% и 1% соответственно). Отраслевые НПО малого и среднего бизнеса предлагали другие ставки…

Как стимул требовать документы по сделкам, они задуманы верно. Но нужно дать бизнесу переходный период и расширять эти ножницы постепенно. Сначала - 3,5 и 3%, а потом уже до 4% и 5%. Тогда малый бизнес поймет, что новые правила игры – надолго, а ему дано время, чтобы начать по-новому заключать договора с поставщиками.  

Через год мы планируем проанализировать эффект закона на малые объекты торговли, по отраслям. Ранее мы уже проводили такой анализ и заметили, что в аптеках жалоб нет: цепочка поставок у них налажена. А все потому, что действует она еще с таможни (если товар импортный), или со склада (если местный). Следовательно, вопрос нужно решать оттуда.  К сожалению, аптечная отрасль – пока одно из немногих светлых пятен. 

Считаете ли Вы адекватным повышение порога платежа налога с оборота? И какой должен быть оборот у небольшого магазина, чтобы владелец держал 1-2 работников, сам получал в месяц хотя бы 250—300 тысяч драмов дохода и при этом не попадал в поле НДС?

Для этого мы провели расчет с экстраполяцией как на Ереван, так и на регионы. В базу для расчета взяли только товары первой необходимости - сигареты, подсолнечное масло, сахар, муку, хозтовары. Даже в этом случае необходимый порог получался 120 млн драмов и выше – учитывая коммунальные расходы магазина, порчу и возврат товаров.

А представьте положение фруктово-овощных ларьков. Коммунальные расходы у них гораздо выше: постоянно включен холодильник и почти постоянно - кондиционер (зимой - на обогрев, чтоб товар не подмерз). А процент порчи товара, конечно, гораздо выше, чем, скажем, у непродовольственных товаров.  

А при нынешнем пороге в 58,35 млн драмов, предприниматели жаловались: «Если мы обоснуем свои расходы, то не можем скрыть свою выручку». В опросах – естественно, анонимных – которые мы проводили, бизнес указывал, что скрывает до 50% оборота и выше.

Представляя законопроект в парламенте, министр экономики Карен Чшмаритян отметил, что для ювелиров может потребоваться особое регулирование….

Ювелиры не знают, как им быть, раз у них на балансе одновременно и торговля, и производство, и услуги (скажем, ремонт украшений). На то, чтобы вести раздельный бухучет, у них нет времени, ни бухгалтерских навыков. Наверное, здесь все же проще ввести фиксированную лицензионную выплату. Примерно как и было до 2009 г. Тогда же действовало и ограничение на оборот с одного столика (3 млн драмов в месяц), чтобы под этот режим не проникал крупный бизнес. А у взаимосвязанных субъектов оборот рассматривался вместе. 

Обосновывают ли закупку сырья ювелиры?  С банковскими слитками, скорее всего, да, а вот с ломом…

Со слитками все, конечно, чисто. А с ломом возникают вопросы. Да и с переплавкой слитков их не меньше. В зависимости от пробы готового изделия содержание драгметалла может меняться. Поэтому очень трудно рассчитать (а налоговой инспекции - следить) сколько, допустим, золота было реально использовано.

Кроме того, оборот у ювелиров по понятным причинам высокий, но маржа – маленькая, то есть на украшении, скажем, в 500 долларов он может заработать 2-3%. Другими словами, у торговца ювелирными изделиями и, скажем, одеждой оборот может колебаться в разы, а прибыль – почти не различаться.

Отдельное регулирование министр пообещал и для товаров по документам карго, без подробной спецификации – шире известных как «одежда на килограммы».

Если поставщик пишет подробную спецификацию – проблем не возникает. Другое дело, если по просьбе импортера цену в документах пишут заниженную. Но механизмы есть и здесь. Например – непосредственные импортеры работать по налогу с оборота не могут, чтобы след товара не терялся. А если импортер завозит товар на 800 долларов, чтобы продать за тысячу, а в документе пишет 500, то получается следующее.  Допустим, в госбюджет войдет меньше НДС на границе из-за заниженной цены в документах. Но при продаже на внутреннем рынке потеря восстановится через налог на прибыль или на доход. Потому что если при импорте он указал цену ниже, после продажи ему придется заплатить налог на прибыль выше. Этот механизм, кстати, у нас действовал. И хотя налоговые органы говорят, что у него были свои недостатки, но ведь и возможности у налоговой службы теперь совсем другие, чем несколько лет назад.

По этому закону – который уже обсудили в парламенте во внеочередном порядке, есть еще один вопрос – со сроками списаний. Скажем, под Новый год, в сезон скидок, торговец закупает контейнер одежды на целый год. Но если закупил он, скажем, 25 декабря, то вычет 4%  он получит только с того немногого, что продаст в последнюю неделю года. Одно из возможных решений – распространить возможность списания не только на календарный год, но и на какой-то период с момента заключения сделки.

Изменится ли что-то для продавцов сельхозтоваров?

Нет, продавцы местных фруктов и овощей, как и раньше, не обязаны предоставлять документацию, Но здесь у нас есть серьезная проблема с импортными фруктами и тепличными овощами. Здесь, правда, говорят о сложностях для налоговых органов: непонятно, мол, местный помидор на прилавке или импортный. Но – повторюсь - не нужно недооценивать налоговые органы. Информации у них достаточно.

Беседовал Арам Гарегинян

Справка: Ранее налог с оборота для субъектов торговли был установлен в 1% с обязательной документацией сделок. По проекту изменений в Закон «О налоге с оборота» ставку предлагается установить в 1% с «белых» сделок и 5% - с «серых». Тем не менее, налог с общего оборота (с учетом наценкой) не может быть ниже 1,5%. Для субъектов производства налог останется прежним – 3,5%. Порог оборота плательщиков налога предлагается повысить с 58,35 до 113,4 млн драмов оборота в год (по текущему курсу $122 и $237 тысяч, соответственно). Как и раньше, при превышении порога, НДС облагается только превышающая часть.

!
Этот текст доступен на   Հայերեն
Распечатать
Читать также:
Все
Самое
Фоторепортажи