News
Лента
News
Суббота
Апрель 27
Вся лента

Мнение Венецианской комиссии было великолепным: можно сказать, Венецианская комиссия «зажгла зеленый свет» для конституционных реформ в Армении. Об этом в интервью Новости Армении – NEWS.am сказала депутат Национального Собрания от правящей Республиканской партии Армении Наира Карапетян.

Как Вы оцениваете положение о проведении двухэтапных выборов, зафиксированное в представленном проекте конституционных реформ, положение, которое Венецианская комиссия предложила снять? Согласно этому положению, если ни одна сила не набирает больше 50% голосов, между политическими силами, занявшими 1 и 2 места, проводятся новые выборы, чтобы какая-то сила искусственным образом набрала в Национальном Собрании больше 50% голосов. Не ограничивается ли этим возможность формирования коалиций политическими силами?

Сначала должна отметить, что Венецианская комиссия предлагает не отказываться от этого института вообще, а всего лишь перенести его в Избирательный кодекс. Порядок достижения стабильного большинства, в частности, проведение второго тура, новое явление в демократических государствах. Согласно Комиссии, этот порядок подлежит испытанию, почему они и сделали такое предложение. По моему мнению, предложение уместное, поскольку на самом деле не исключается, что с какого-то момента мы откажемся от второго тура, если увидим, что он не оправдывает себя. Если закрепим это в Конституции, то в дальнейшем вынуждены будем провести референдум, а если вопрос будет урегулирован законом, то достаточно будет только в Национальном Собрании проголосовать в пользу этого закона.

Что касается создания политических коалиций, то двухэтапные выборы - наилучший путь для этого, поскольку политические силы осознают, что политические программы не являются сугубо предвыборными обещаниями, они должны воплотиться в дело, а на этом пути должны быть приняты правильные политические решения.

Кроме того, не завышается ли этим положением искусственно роль политической силы, получившей больше всех голосов, но не набравшей больше 50%. Скажем, если голоса двух политических сил, получивших больше всех голосов, составляют 25-30%, получается, что не учитываются голоса остальных 70%?

Не согласна. По действующей Конституции также большинство формирует политическая сила, которая получила больше всех голосов. Причем составляет большинство в одиночку. По моему мнению, это также хорошая возможность, чтобы разные политические силы именно в ходе выборов объединились на основе своих программ или политических представлений. Если в первом туре нет стабильного большинства, то во втором туре две политические силы должны пойти на политические союзы с другими политическими силами. А благодаря этим союзам будет создан плюрализм и большинство, обеспечивающее политический диалог.

В проекте конституционных реформ закрепляется, что в парламенте не могут сформироваться новые фракции, Венецианская комиссия предлагает снять это положение. Чем обусловлено включение в проект подобного положения? Чем опасна возможность формирования новых фракций с точки зрения эффективного управления?

Я не могу дать однозначного ответа, но думаю, что предлагается изменить основную суть формирования и работы политических сил или структур. Насколько мне удалось составить общее представление о предлагаемом проекте, подразумевается выдвижение состоявшихся политических объединений.

В проекте конституционных реформ отмечается, что президента страны избирает Собрание выборщиков, состоящее из депутатов и представителей Органов местного самоуправления. Однако не отмечается, как будут избираться выборщики, что может привести к принятию произвольных решений, это, в свою очередь, может серьезно повлиять на результаты выборов.

В связи с выборами есть многочисленные вопросы, которые не содержатся в проекте конституционных реформ. Именно так и должно было быть, поскольку Конституцией регулируются исходные, основополагающие правила. Остальные вопросы и пути регулирования будут установлены законами. Не думаю, что могут быть произвольные решения по той простой причине, что предлагается изменить также систему законодательства. То есть должны быть такие виды законов, для принятия которых необходимы будут также голоса оппозиции. Думаю, что этот проект конституционных реформ по возможности гарантирует защиту от возможных злоупотреблений.    

Представленным проектом конституционных реформ предлагается, что при выражении недоверия премьер-министру должно быть номинальное голосование. Не является ли это дополнительным ограничивающим фактором для депутата?  

Думаю, что настало время отказаться от таких политических деятелей или сил, которые говорят одно, а делают совершенно противоположное. За эти годы мы многократно становились очевидцами подобных сил и деятелей, из-за которых политическое поле превратилось в любительское занятие. Главным условием должна быть политическая ответственность за принятые решения. Кому нужна политическая сила или деятель, которые говорят обществу одно, а делают другое?

Беседовала Инга Мартинян

!
Этот текст доступен на   Հայերեն
Распечатать
Читать также:
Все
Самое