News
Лента
News
Пятница
Апрель 26
Вся лента

Президент Национальной академии наук Армении Радик Мартиросян считает, что ему в жизни очень повезло с учителями. Ученый, который отмечает свой 80-летний юбилей, оглядываясь на пройденный путь, с благодарностью вспоминает тех, кто помог ему в становлении: сначала родители, а потом целая плеяда выдающихся ученых: Виктор Амбарцумян, Григор Гурзадян, Эмиль Мирзабекян, Александр Прохоров. О детстве, об учителях, о карьере ученого и о своем видении ряда актуальных проблем современной Армении Радик Мартиросян рассказал в интервью Новости Армении – NEWS.am.

Село Матагис, газета «Бакинский рабочий» и оставшаяся под водой школа

Родился Радик Мартиросян в Нагорном Карабахе, в Матагисе – том самом селе, которое сегодня постоянно фигурирует в сводках с линии соприкосновения. Отец его не смог получить образование: в начале 20-го века единственная школа в том районе была в селе Талыш, в 10-12 километрах от Матагиса. Читать и писать отец научился много позже, уже в советский период, когда были организованы курсы по ликвидации безграмотности.

Отец подписался на две издаваемые в Баку газеты: «Коммунист» (на армянском) и «Бакинский рабочий» (на русском). По словам Радика Мартиросяна, обе газеты публиковали практически одно и то же, но отец постоянно заставлял его вслух читать в «Бакинском рабочем» то, что сам мог прочесть в «Коммунисте». «И это, представьте, сыграло существенную роль в моем обучении русскому языку», - отмечает ученый.

Школа в Матагисе, которую посещал Радик Мартиросян, была единственной десятилеткой на несколько сел. Сегодня этой школы больше нет - там водохранилище.

Закрытый затвор телескопа или как Радик Мартиросян не стал астрофизиком

После окончания школы Радик Мартиросян поступил на в то время еще объединенный физико-математический факультет Ереванского государственного университета, а в качестве специализации выбрал астрофизику.

Речь идет о 1956-57гг. – это звездные годы Виктора Амбарцумяна. «Он был в то время уже всемирно известен, а в Армении молодые люди мечтали на него просто посмотреть. Я прослушал курс его лекций, и пошел работать в Бюраканскую обсерваторию, где моим непосредственным руководителем стал Григор Гурзадян. Но астрофизиком я так и не стал», - вспоминает Радик Мартиросян. В то время уже начало развиваться новое научное направление – радиоастрофизка, и в Бюраканской обсерватории молодой Эмиль Мирзабекян организовал новый отдел, куда и позвал Радика Мартиросяна. Но окончательный выбор в пользу нового направления Мартиросян сделал после одного курьезного случая.

Ему было поручено сделать наблюдения некой туманности, но с учетом того, что он не имел большого опыта работы с телескопом, к нему прикрепили другого, более опытного сотрудника. Более опытный сотрудник все подготовил, сделали наблюдение, отдали фотопластинку на проявку. Заведовал лабораторией тогда академик Бениамин Маргарян. Увидев проявленную фотопластинку, Бениамин Маргарян сначала засмеялся, а потом отправил Радика Мартиросяна проверить, снят ли затвор с телескопа. Фотопластинка после проявки была абсолютно чистой, и затвор, как и следовало предположить, оказался закрыт.

«Это сыграло решающую роль в выборе профессии, в тот же день я написал заявление и пошел работать к Мирзабекяну», - с улыбкой рассказывает Радик Мартиросян.

Впоследствии в Аштараке был создан Институт радиофизики и электроники, который сначала возглавил Эмиль Мирзабекян, а с 1980 года его директором стал Радик Мартиросян и пробыл на этом посту 26 лет до 2006 года.  С 1993 года он был по совместительству ректором ЕрГУ, а с 2006 года является президентом НАН Армении. 

Нобелевский лауреат Александр Прохоров и проигранное пари на шампанское

У лауреата Нобелевской премии Александра Прохорова Радик Мартиросян учился в аспирантуре в Москве.

Как-то в преддверии вечеринки по поводу какого-то праздника Прохоров предложил своим аспирантам пари: если они угадают, где он родился, то он поставит ящик шампанского, если же не угадают – каждый из них принесет по бутылке. Аспиранты перечислили сначала практически все города и области России, затем все зарубежные страны, а в конце Прохоров предложил им перечислить материки. При перечислении материков аспиранты указали все материки, кроме одного – Австралии. А Прохоров, как оказалось, родился именно в Австралии, но в то советское время (речь идет о 1960-ых) такого никто и предположить не мог. Более того, если даже кто-то и родился за пределами СССР, об этом предпочитали молчать, и уж тем более, об этом нигде не писали, так что аспирантам неоткуда было взять эту информацию. И на вечеринку все пришли с шампанским…

О научном потенциале Армении и обороне

По мнению Радика Мартиросяна, нужен специальный орган, который должен ставить перед учеными конкретные задачи, связанные с обороной. «Например, можем ли мы воздействовать на беспилотники, чтобы они отклонились от заданного курса», - говорит он, и добавляет, что сегодня государство уже принимает конкретные меры, в частности, создается комиссия военно-промышленного комплекса и советы при ней, чтобы координировать эту работу. Он напоминает, что порядка 10% из бюджета науки выделяется на оборонные разработки. Но также отмечает, что это мизерные суммы, и надо бы, чтобы из военного бюджета также выделялись средства на разработки для обороны.

Всеобщий воинский призыв без права отсрочки для студентов

По мнению главы Национальной академии наук, у этого вопроса две важные составляющие: с одной стороны, число молодых людей призывного возраста сокращается, но Армения должна иметь боеспособную Армию для обеспечения своей безопасности. С другой стороны, без развития науки не может быть экономического развития, в науке должен быть приток молодых кадров, а служба в армии прерывает этот процесс. Решение здесь должно быть найдено, исходя из приоритетов страны. Возможно, отсрочка будет сохранена для ряда специальностей. В конце концов, по его словам, есть пример стран, где нет отсрочки от армии, но наука там очень хорошо развивается. Этот вопрос следует детально обсудить, резюмирует он. 

!
Этот текст доступен на   Հայերեն
Распечатать
Самое