News
Лента
News
Понедельник
Май 06
Вся лента

Наряду с несколькими другими странами ЕС теперь надеется, что Азербайджан, относительно небольшая страна, зажатая между Кавказскими горами и Каспийским морем, станет важной альтернативой российским энергоресурсам, пишет Fortune.

«Глава Еврокомиссии  Урсула фон дер Ляйен назвала Азербайджан «надежным, заслуживающим доверия… [и] важнейшим энергетическим партнером», который может удвоить экспорт газа в ЕС всего за «несколько лет», поскольку Европа пытается быстро диверсифицировать свои энергоресурся, отказавшись от российской энергетики.

Но эксперты говорят, что есть большие проблемы с большими ставками на Азербайджан. В настоящее время у страны нет поставок или возможностей для выполнения того, что, по ее словам, она может предоставить. И в попытке дистанцироваться от одного авторитарного режима Европа бросается в объятия другого — стратегия, которая может иметь неприятные последствия, учитывая традиционно тесные связи постсоветского государства с Россией.

Новая глава в энергетике ЕС

В поисках новых источников топлива Европа за последний год заключила всевозможные договоренности с такими поставщиками, как Норвегия и Алжир.

Норвегия в настоящее время является главным поставщиком газа в ЕС и обязалась поставлять «как можно больше газа» странам блока; ее экспорт газа в ЕС вырос на 8% в годовом исчислении. Тем временем средиземноморские страны ЕС обхаживали алжирский газ; эта североафриканская страна намерена увеличить экспорт газа, например, в Италию, на 20% до 25 млрд кубометров в этом году.

В июле этого года ЕС и Азербайджан подписали новое соглашение, отметив то, что тогда фон дер Ляйен назвала «новой главой в энергетическом сотрудничестве [ЕС] с Азербайджаном — ключевым партнером в наших усилиях по отказу от российского ископаемого топлива».

По ее словам, Брюссель позиционирует соглашение как сделку, которая «внесет значительный вклад в безопасность поставок в Европу». Меморандум о взаимопонимании (MoU) обещает удвоить экспорт азербайджанского газа как минимум до 20 миллиардов кубометров к 2027 году, что соответствует примерно 6% потребности ЕС в газе, но эксперты ставят под сомнение, сможет ли Азербайджан вообще выполнить это обещание.

 Хотя его вклад относительно невелик, привлечение Азербайджана в качестве ключевого энергетического партнера привлекательно для ЕС своей предполагаемой стабильностью и потенциальной масштабируемостью азербайджанских газовых проектов и трубопроводов.

Азербайджан — страна, граничащая с Ираном, Турцией, Грузией и Россией — направляет свой газ в Европу по Трансадриатическому трубопроводу (TAP), последнему отрезку 3500-километровой сети трубопроводов Южного газового коридора (ЮГК), о которой было объявлено в 2013 г. и  которая начала работу в конце 2020 г.

Добыча нефти и газа в стране осуществляется совместно государственной нефтяной компанией SOCAR и иностранными партнерами, наиболее заметным из которых является BP. Правительство уникально тем, что оно не стремилось пересмотреть условия своего соглашения о разделе продукции с международными компаниями, что сделало его «довольно надежным» энергетическим партнером ЕС, считает Джон Робертс, старший научный сотрудник Атлантического совета. «Его подход… заключался в том, чтобы в хорошие времена ужесточить условия следующего соглашения о разделе продукции», — сказал он.

Потоки газа из Азербайджана в ЕС выросли за последние восемь месяцев. Ожидается, что к концу этого года блок будет импортировать 11,6 млрд кубометров азербайджанского газа, что на 40% больше по сравнению с 8,2 млрд кубометров в прошлом году. А TAP Азербайджана должен быть масштабируемым, что означает, что он может удвоить свои транзитные мощности до 20 миллиардов кубометров, указанных в сделке, сказал Fortune Том Пурди, старший газовый аналитик и газовый аналитик по региону EMEA в компании по оказанию сырьевых услуг S&P Global Commodity Insights. По его словам, объемов газа в Азербайджане недостаточно, чтобы заменить российские объемы, которые составляют 150 миллиардов кубометров в год, но они работают вместе с другими мерами по удалению российских  энергоресурсов из энергетического баланса ЕС.

Некоторые оптимисты считают, что сделка может быть больше, чем просто природный газ. Более тесное сотрудничество между Брюсселем и Баку могло бы помочь превратить постсоветское государство в «ключевого европейского партнера», выведя его за пределы сферы влияния России, пишет для журнала Global Affairs Think Илайда Ниджхар, аналитик политических рисков, специализирующаяся на России и бывших советских республиках. По мере того, как Россия становится все более изолированной, Азербайджан становится все более важным для Кремля как торговый канал с Ираном и Азией.

Несовершенный партнер

Тем не менее, Азербайджан далек от надежного партнера, которого продвигает фон дер Ляйен, и у него нет необходимого газа, инфраструктуры или средств для расширения своей инфраструктуры для выполнения соглашения с ЕС, говорят некоторые эксперты.

Соглашение ЕС с Азербайджаном фактически предлагает «нулевое облегчение» гражданам ЕС «этой зимой или следующей… и», — сказал Боуден. По его словам, оно в основном служит для того, чтобы показать гражданам ЕС, что политики «что-то делают».

Он объясняет, что газ TAP поступает из двух проектов на Шах-Денизе — крупнейшем месторождении природного газа в Азербайджане; операторы сейчас наращивают производство до максимальной производительности.

Между тем, два крупнейших потенциальных источника в стране — третья разработка на Шах-Дениз и еще одна на газовом месторождении «Азери Чирак Гюнешли» — технически сложны… и когда будут достигнуты какие-либо соглашения, потребуется много лет, чтобы ввести их в эксплуатацию», отмечает Робертс. В то же время внутреннее потребление газа в Азербайджане растет. Французский энергетический гигант Total планирует новый проект по добыче 1,5 млрд кубометров газа, но он предназначен для внутреннего потребления.

 

«Нет никаких ближайших перспектив крупномасштабных газовых разработок… до 2027 года», — сказал Боуден. По его словам, ни один крупный газовый проект, если он будет реализован, не будет реализован раньше 2030 года, что делает невозможным выполнение ЕС и Азербайджаном условий, изложенных в их июльской сделке.

Азербайджану также не хватает средств для наращивания производства и инфраструктуры, и он должен «значительно инвестировать», чтобы поставлять больше газа в Европу, считает Губад Ибадоглу, старший приглашенный научный сотрудник Лондонской школы экономики (LSE) и старший аналитик по социальным и экономическим исследованиям в Азербайджане. А высокая стоимость доставки азербайджанского газа в Европу раньше сдерживала потоки газа на континент.

Теоретически Азербайджан мог бы покупать газ у таких стран, как Туркменистан, Иран и Россия, для удовлетворения своих внутренних потребностей и, в свою очередь, продавать свой газ в Европу. Но ему все равно придется улучшать и расширять свою инфраструктуру, плюс санкции делают «невозможными» закупки в России, сказал он.

Обмен одного диктатора на другого

Помимо споров о том, осуществима ли вообще сделка с Азербайджаном, критики утверждают, что, пытаясь дистанцироваться от путинской России, Европа просто сменила один авторитарный режим на другой.

Новое энергетическое соглашение ЕС показывает, что он еще больше «окапывается с деспотическим режимом [Азербайджана]» и продолжает игнорировать нарушения прав человека и коррупцию, имевшие место при режиме президента Азербайджана Ильхама Алиева, отметил Глигор Радечич, участник кампании CEE Bankwatch.

Алиев, правивший прикаспийской страной 19 лет, продолжает «жестокие репрессии против критиков и несогласных». Независимый активизм, критическая журналистика и оппозиционная политическая деятельность практически прекратились», — сообщает правозащитная группа Human Rights Watch (HRW). Только в сентябре Армения обвинила Азербайджан в нападении на ее территорию — в недавнем конфликте погибло почти 300 солдат — заявление, которое правительство Алиева опровергло, но которое США осудили как «незаконное и смертоносное».

 Эта диктатура также может быть вредна для бизнеса. По словам Ибадоглу, Азербайджан является «плохим партнером» для ЕС с точки зрения качества и стабильности. «В Азербайджане правящая семья сама принимает решения. Они могут отказаться или отложить [сотрудничество] в любое время из-за влияния России»,  что может поставить ЕС в затруднительное положение.

Филипп Дам, директор HRW по Европе и Центральной Азии, предупреждает, что Европа упустила важную возможность поставить права человека на первое место в своей повестке дня благодаря партнерству с Азербайджаном. Сделка между ЕС и Азербайджаном выгодна правительству, но не «гарантирует… какой-либо защиты прав человека», сказал Дам. «Страна, расправляющаяся со своим собственным народом… недостаточно надежна, чтобы взаимодействовать с ЕС», — сказал он.

У ЕС осталось несколько хороших вариантов. В то время как газохранилища ЕС в настоящее время заполнены на 95%, блок все еще может столкнуться с нехваткой до 30 млрд куб.  предупредило Международное энергетическое агентство. Лучшими поставщиками газа для блока являются Россия, Азербайджан, Алжир и Норвегия, и, за исключением последней, все они являются авторитарными государствами, которые будут использовать экспорт газа в качестве политического оружия, сказал Радечич.

Но стратегия диверсификации блока в целом, которая включает в себя поставки с мирового рынка сжиженного природного газа (СПГ), может «заменить объемы российского газа, если все пойдет хорошо», сказал Боуден. Он отметил, что Азербайджан не является «универсальным решением» для ЕС, а является одним из многих партнеров.

 Теперь инвесторы и банки должны активизировать финансирование расширения трубопроводов и разведки новых газовых месторождений в Азербайджане. Как выразился Ибадоглу: «Если они этого не сделают, Азербайджан не сможет достичь своей цели стать надежным поставщиком газа в Европу к 2027 году»».

!
Этот текст доступен на   Հայերեն
Распечатать
Самое
Фоторепортажи