Четверг
Июнь 20

В организме радужной форели есть клетки, которые ведут себя подобно стрелкам компаса, реагируя на магнитное поле.

Как передает «Компьюлента», исследователям из Мюнхенского университета Людвига - Максимилиана (ФРГ) удалось надежно показать, что магниточувствительные клетки действительно существуют. Ученые экспериментировали с клетками эпителия радужной форели, которая, как и другие мигрирующие животные, может ориентироваться по магнитному полю. Ранее что-то подобное у форели находили, но результаты считались «требующими дополнительной проверки». На сей раз, по-видимому, никаких сомнений возникнуть не должно. Исследователи помещали эпителиальные клетки в переменное магнитное поле. Те клетки, которые пытались крутиться вместе с полем, и были магнитными. Частота таких клеток в зоне магниточувствительности у форели невелика- одна на 10 тысяч, всего около сотни.

С другой стороны, как отмечают исследователи в журнале PNAS, малочисленность таких клеток компенсируется их высокой чувствительностью. А чувствительность обеспечивается большими скоплениями магнетитовых кристаллов: в 10–20-микронной клетке магнетитовые включения занимают один микрон. Клеточные «магнитные стрелки» прикреплены к мембране, и, как полагают ученые, при изменении ориентации магнитного поля магнетитовые частицы «напрягаются» и передают это напряжение непосредственно клеточной мембране, с которой соответствующий импульс идет по нейронам в мозг.

Отметим, что впервые способность ориентации в магнитном поле была обнаружена у птиц в 1960-х годах.