News
Лента
News
Суббота
Май 11
Вся лента

Сейчас много разговоров о том, что система управления Никола Пашиняна возвращает нас в 90-ые годы прошлого века, или, как говорят некоторые, во времена Вано Сирадегяна. Об этом пишет газета «Голос Армении».

«Как известно, правилом игры 90-ых был лозунг - «против нас нет игры», «беспредел», террор людей в 6-м отделении Полиции, организация политических убийств и т.п. Сейчас мы быстрыми шагами возвращаемся назад, к 90-ым годам Армении.

На днях Правительство Армении предоставило компании «СИЛ-МААЗА», принадлежащей Хачатуру Сукиасяну, ставшему первым олигархом Армении под патронажем Вано Сирадегяна, налоговую льготу. Льгота предоставлена в рамках инвестиционной программы, в частности, срока выплаты налога на добавленную стоимость на импортируемые товары с 15 октября 2019 года по 31 декабря 2021 года включительно перенесен на 3 года с момента декларации о ввозе. Намечено в результате реализации программы увеличить новые рабочие места на целых 17 единиц, а средняя заработная плата составит 165 тыс. драмов.

Это лишь видимая сторона предоставления льготы. Но есть и невидимая сторона, которая намного больше видимой. Предоставление Сукиасяну льготы вновь вызывает ассоциации с 1990-ми годами, поскольку он и тогда был привилегированным №1. Именно Сукиасян в 90-ые годы был одним из главных символов. Именно он был пионером уголовно-олигархической системы, формируемой в Армении.

Как сформировалась уголовно-олигархическая система, и кто был первым уголовным олигархом в Армении?

В период после обретения независимости в Армении произошли многочисленные трансформации, от правовой до экономической. Формировались экономические и собственнические отношения нового содержания. Происходил переход от плановой к рыночной экономике, что предполагало смешанные виды собственности с доминированием частной собственности.

Начался болезненный процесс первоначального накопления капитала и перераспределения государственной собственности, что объективно не могло произойти без проблем. Наряду с объективными факторами, у нас были зафиксированы и субъективные факторы.

Приватизация земли состоялась быстро, а вот процесс приватизации крупных производственных предприятий, малых и средних объектов затянулся. Причины были разные, но основная была политическая.

Правящая сила, превратившаяся из комитета «Карабах» в АОД, и ее лидеры считали, что если приватизация произойдет очень быстро, то бизнес-сфера, в основном, перейдет в руки директоров коммунистического периода, советских «цеховиков» и других богачей, а это означало, что в дальнейшем этот капитал мог бы получить политический вид и представить заявку власти.

Представители АОД боялись того, что быстрой приватизацией они могут лишиться власти. То есть могло произойти то, что произошло в прибалтийских странах, бывших государствах-членах Варшавского договора, Восточной Европе. В этих странах революционеры первой волны уступили свое место опытным людям, от чего эти государства лишь выиграли.

АОД решило, что самое главное - это вопрос их власти, а не изменение экономической ситуации. АОД задержало формирование рыночных институтов, что привело к крайней нищете и поляризации. Сотни тысяч людей покинули страну.

«Если в результате приватизации собственность не окажется в наших руках, то лучше все это затянуть и сделать так, чтоб в будущем именно мы стали хозяевами собственности». Именно по этой причине широкомасштабный процесс приватизации затянулся до 1994–1995 годов.

Когда АОД при помощи своих рычагов и преступных средств убрало потенциальных конкурентов из политической и экономической полей и накопило изначальную сумму путем элементарного воровства, началась ваучерная приватизация, которая, по оценке разных экспертов, в том числе международных, была проявлением беспрецедентного грабежа. Экономист Стиглиц считает, что грабеж постсоветского периода не имел исторического прецедента. В результате приватизации слияние власти и бизнеса получило предметный вид. Владельцами становились те, кто был у власти или были близки к этим кругам.

Было несколько кланов, которые после процесса приватизации имели серьезное воздействие на экономику. Самым же влиятельным и динамично растущим в те дни был клан самого всемогущего, суперминистра Вано Сирадегяна. И именно в недрах данного клана и «родился» первый уголовный олигарх Армении Хачатур Сукиасян.

В середине 90-ых в Армении сформировался номенклатурный капитализм, видной фигурой которого стал Сукиасян. Именно он ввез в страну первые группировки бритоголовых, именно он получил первые пакеты экономических льгот, именно им были опробованы первые модели неконкурентоспособного бизнеса.

Таким образом, криминально -олигархическая система в Армении сформировалась после 1994 года, в результате процесса приватизации, а также слияния бизнеса и власти. Итог этой системы - олигарх Сукиасян.

Реинкарнация Хачатура Сукиасяна

Звезда Хачатура Сукиасяна перестала блестеть после смены власти 1998 года, когда были удалены Левон Тер-Петросян и Вано Сирадегян. Но его не раскулачили.

Более того Сукиасян получил возможность для развития бизнеса и интегрировался в новую власть. В результате принадлежащие ему компании получали госзаказы. «Айэкономбанк», являющийся его собственностью, предоставлял услуги госучреждениям.

С 1998 по 2008 годы у Сукиасяна не было тех льгот и монопольного статуса, которые были при главе МВД Сирадегяне, но он все равно входил в группу крупных бизнесменов и в рамках правил определенной игры развивался. Это, конечно, не удовлетворяло некогда олигарха №1. И он получил шанс, когда в 2008 году Левон Тер-Петросян вновь представил заявку для участия в президентских выборах.

Несостоявшуюся в 2008 году революцию и известные уличные беспорядки финансировал как раз Сукиасян. Как только все провалилось, он убежал из Армении и лишь в результате сделки вновь вернулся в страну, избежав тюремного заключения. Сукиасяна простили и вновь не раскулачили.

Стремление Сукиасяна вновь стать олигархом №1  дало о себе знать после «бархатной» революции 2018 года. Сейчас он хочет войти во все сферы, пользуясь расположением Никола Пашиняна.

Есть сведения и том, что бизнес-интересы Сукиасяна в настоящее время распространяются от сферы сигарет до жидкого топлива, от торговых центров до монопольного импорта. Они прибегают к любому шагу и не избегают криминальных и незаконных методов.

В последнее время в средствах массовой информации даже появлялись сообщения о том, что в Полиции был избит продавец цветов, которого связывают с бывшим директором СНБ Артуром Ванецяном, для дачи показаний против последнего, а также переводу своего бизнеса на территорию, принадлежащую Сукиасяну. Сведения подтвердились, и сейчас те, кто был подвергнут избиению, жалуются. Это самый настоящий стиль 90-ых, и идеологическими представителями этого периода являются как Никол Пашинян, так и Хачатур Сукиасян, так стремящийся вернуть себе статус олигарха №1», - отмечает издание.

!
Этот текст доступен на   Հայերեն and English
Распечатать
Читать также:
Все
Самое