Вторник
Май 07

Результаты первой китайской миссии по возврату лунных образцов предоставляют новые детали, которые могут сформировать понимание учеными геологической истории и эволюции Луны.

Китайская миссия Chang'e 5 была запущена в ноябре 2020 года и через несколько недель доставила на Землю около 3,8 фунтов лунных камней и почвы.

Космический аппарат собрал образцы на ближней стороне Луны в Oceanus Procellarum, регионе, где базальтовые породы образовались в результате извержений вулканов.

Возраст базальтовых пород составляет около двух миллиардов лет, согласно анализу в одной из трех статей, опубликованных в журнале Nature. Это самые молодые образцы лунных камней.

Открытие предполагает, что на Луне были большие вулканы совсем недавно, чем считалось ранее, и что лунные недра все еще развивались два миллиарда лет назад.

В образцах содержится меньше воды, чем в базальте, образовавшемся из магмы, извергавшейся на Луне между 2,8 и 4 миллиардами лет назад, сообщают исследователи во второй статье. Это предполагает, что «самый ранний вулканизм Луны не был вызван обилием воды в ее мантийном источнике», пишут они, а мантия Луны, возможно, стала обезвоженной во время длительной вулканической активности.

Магма, из которой образовался базальт, также, по-видимому, имела меньшее количество элементов, таких как калий, выделяющих тепло в результате радиоактивного распада, чем необходимо для производства магмы, сообщают исследователи в третьей статье. Есть несколько теорий о том, что могло поддерживать вулканическую активность Луны, включая гравитационные силы с Земли.