News
Лента
News
Вторник
Март 19
Вся лента

Запад и Россия, особенно США и Россия, по-разному видят урегулирование карабахской проблемы. Об этом в беседе с корреспондентом Новости Армении – NEWS.am заявил директор Института Кавказа, политолог Александр Искандарян.

«Представить себе слаженную работу США и Российской Федерации сегодня сложно. Это не имеет отношения к Южному Кавказу, это имеет отношение к конфликту вокруг Украину и к той степени напряженности, которая существует между Россией и Западом», – добавил он.

Евросоюз России не конкурент

Серьезным конкурентом России в том, что она делает в регионе, Евросоюз, уверен политолог, не может быть по определению. Россия это не просто модератор или нейтральная сторона, которая может помочь сторонам на переговорах, она региональная держава, продающая оружие и той, и другой стороне конфликта. Ее миротворцы обеспечивают физическую безопасность жителей Нагорно-Карабахской Республики. Эту роль в сфере безопасности ЕС играть не может. У ЕС нет безопасности, он свою безопасность берет в НАТО, он потребитель безопасности, а не провайдер.

Поэтому угрозой того, что делает Россия в регионе, Евросоюз являться не может. Соответственно, ЕС-Армения-Азербайджан и Россия-Армения-Азербайджан – это разные форматы, поэтому навряд  ли Россия может полностью вытеснить Евросоюз, и наоборот. А если так, то эти проекты могут работать одновременно. Проблема не в том, где состоится встреча, а в том, что стороны (армянская и азербайджанская) расходятся настолько, что сдвинуться с мертвой точки не получается ни при том, ни при другом посредничестве.

Поиски новой парадигмы

Азербайджан говорит, что он вообще не готов разговаривать о карабахской проблеме, говорит, что Карабаха нет.

По словам эксперта, в этой ситуации работать в той парадигме, которая была наработана до 2020 года сложно. Поэтому предпринимаются попытки выработки новой парадигмы, в том числе со стороны Евросоюза.

«Никакой сверхъестественной активности Евросоюза я не вижу, а причиной того, что Евросоюз пытается что-то делать, является вакуум в переговорном процессе, и я это связываю не с 24 февраля, а с 9 ноября. Та ситуация, при которой Минская группа была задействована и пыталась решить проблему в той парадигме, в которой она должна бы ее решить, зачеркнута второй карабахской войной», – считает Искандарян.

МГ ОБСЕ реально не работает, но формально она существует, ее окончательно не выключили, ее реанимация в будущем не исключена.  Если появится возможность США и России работать вместе, то это возможно. МГ ОБСЕ  много раз умирала и возрождалась, это далеко не первый раз.

Значение Южного Кавказа

Регион не стоит переоценивать, но не стоит и недооценивать. Южный Кавказ находится между Ираном и Россией, по соседству с Турцией и очень недалеко от Ближнего Востока, между Черным и Каспийским морями, на пути прохождения различных путепроводов. Кроме того, это один из самых больших в мире регионов по насыщенности обычными вооружениями. Поэтому внимание мировых игроков к нему довольно естественно, но оно не увеличивается, а уменьшается, сосредотачиваясь на Китае и на происходящем в Украине и вокруг нее.

!
Этот текст доступен на   Հայերեն and English
Распечатать
Самое