News
Лента
News
Воскресенье
Май 05
Вся лента

«С самого начала российского вторжения в Украину Китай играл решающую — хотя публично незаметную — роль в принятии стратегических решений как в Вашингтоне, так и в Москве», пишет Spectator

«Именно вмешательство Пекина по неофициальным каналам, привело к тому, что США сорвали сделку с поляками по поставке МиГ-29 советского производства для ВВС Украины. А с сентября активность личной дипломатии министра иностранных дел Китая Ван И с НАТО и США привел к редкому моменту публичного согласия по поводу России, когда Си Цзиньпин заявил, что миру «необходимо предотвратить ядерный кризис на евразийском континенте» на встрече с Джо Байденом на саммите G20 на Бали.

На протяжении всей войны было трудно определить истинную позицию Китая по российско-украинскому конфликту — не в последнюю очередь потому, что Пекин говорил обеим сторонам то, что они хотели услышать. В марте Ван И, казалось, неявно обвинял США в «разжигании напряженности» и «сеянии раздора» с Россией. В прошлом месяце он сказал своему российскому коллеге Сергею Лаврову, что «Китай также будет твердо поддерживать российскую сторону под руководством президента Путина в объединении и руководстве российским народом. Ван также заверил, что «Китай готов углублять контакты с российской стороной на всех уровнях». Тем не менее в сентябре в кулуарах Генеральной Ассамблеи ООН Ван И сказал генеральному секретарю НАТО Йенсу Столтенбергу, что Китай «по-прежнему открыт для диалогов и обменов с НАТО и готов совместно способствовать здоровому и устойчивому развитию двусторонних отношений… в духе честности и взаимного уважения».

Так на чьей же стороне Пекин? Реальность такова, что Китай последовательно поддерживал только одну сторону — свою собственную.

По словам источника, имеющего давние тесные связи с высшими эшелонами политического и военного руководства Китая, Пекину было известно о планах России провести военную операцию. Но русские представили предстоящую военную операцию как «ограниченную операцию по возвращению потерянной русской провинции [и] воссоединению России в исторических границах». Этот нарратив соответствовал позиции Китая в отношении Тайваня, хотя было ясно, что российская операция не должна мешать зимним Олимпийским играм в Пекине, которые завершились 20 февраля, то есть за четыре дня до  вторжения.

Самое главное, что в конфиденциальном приложении к «дружбе без границ» была взаимная гарантия безопасности, которую Россия добивалась от Китая на протяжении десятилетий, но до сих пор не могла получить, сказал источник. Как и в статье 5 НАТО, согласно которой нападение на одного члена является нападением на всех, Пекин и Москва обязались прийти друг другу на военную помощь в случае иностранного вторжения на их территорию и в случае выполнения особых условий, касающихся причины такого нападения.

Масштабы российской военной операции, в частности тщательно охраняемая тайна молниеносной атаки на Киев, о которой еще 21 февраля не знал даже Лавров, застали Пекин врасплох. Хотя китайцы официально поддерживали Путина на дипломатическом уровне, обвиняя НАТО в провоцировании конфликта, существовала глубокая (и вполне обоснованная) обеспокоенность тем, что Путин перегнул палку и спровоцирует Запад на единый фронт, которого можно было бы избежать при проведении ограниченной операции на Донбассе.

Путинская угроза ядерной эскалации 27 февраля встревожила весь мир, в том числе китайцев. Ключевой приоритет для Пекина заключался в том, чтобы в конфронтации России и НАТО «избежать любой ядерной эскалации и помочь в достижении прекращения огня», сказал источник. Теперь Путин разыграл свою самую опасную карту в самом начале конфликта.

Поэтому, когда несколько дней спустя возникла угроза дальнейшей эскалации конфликта в виде предложения польского правительства поставить Украине весь парк советских истребителей МиГ-29, китайцы забеспокоились. По правде говоря, маловероятно, что польские МиГи что-то изменят на поле боя. От 26 до 33 польских МиГ-29 были произведены в начале 1980-х годов для ВВС Восточной Германии и проданы Варшаве за символическую сумму в 1 евро каждый в 2003 году. Тем не менее предоставление какой-либо страны НАТО Киеву истребителей представляло собой важный символический, хотя и не обязательно значимый с оперативной точки зрения шаг к прямому участию НАТО в конфликте. Первоначально Вашингтон был настроен положительно. Но днем ​​позже, 8 марта, Пентагон резко изменил свою позицию, объявив предложение Польши «несостоятельным».

Что изменило мнение Вашингтона? Отчасти это была срочная и конфиденциальная скрытая инициатива с участием бывших европейских лидеров и высокопоставленных чиновников, которая в конечном итоге была одобрена китайцами. С момента заявления Путина о ядерной готовности от 27 февраля НОАК также связывалась по межвоенным (в отличие от дипломатических или политических) каналам с высокопоставленными российскими генералами, с которыми они поддерживали личные контакты в течение многих лет совместных. Цель Пекина состояла в том, чтобы гарантировать, что, даже если будет принято политическое решение о применении ядерного оружия, российская армия будет настаивать на соблюдении своей давней ядерной военной доктрины, согласно которой оно будет применяться только в случае провокации ударов по территории России. Благодаря этим неофициальным контактам «второго пути» Вашингтон и НОАК договорились, что, если США прекратят сделку по МиГу, китайские генералы сделают все возможное, чтобы обезвредить путинскую ядерную угрозу в ближайшем будущем. «Это сработало», — сказал китайский источник. «[США] решили, что поставка самолетов — это слишком».

Хотя об этой тайной инициативе начала марта ранее не сообщалось, тот факт, что США сохраняли принципиально осторожное отношение к поставкам стратегического оружия Украине на протяжении всей войны, фактически подтверждает, что Вашингтон по-прежнему  осознавал опасения Китая. Несмотря на резкое увеличение поставок денежных средств и военной техники, включая стандартную для НАТО артиллерию155-мм, способную стрелять управляемыми снарядами, и высокомобильную артиллерийскую ракетную систему, НАТО воздерживается от предоставления ударных самолетов, вертолетов, стандартных для НАТО танков, ракетных комплексов  и крылатых ракет.

 В то же время китайская поддержка Москвы оставалась столь же осторожной. Пекин предложил дипломатическую и информационную поддержку, но исключил серьезное военное сотрудничество, заставив русских покупать беспилотники в Иране, разбирать бытовую технику на компьютерные чипы и пытаться выкупить вертолеты, ракеты и системы противоракетной обороны у своих военных заказчиков в развивающихся странах. Угроза санкций США в отношении глобальных операций заставила многие ведущие китайские банки, такие как ICBC, Новый банк развития и Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, отозвать кредит и финансирование из России. Китайские энергетические гиганты, такие как Sinochem, также приостановили все российские инвестиции и совместные предприятия. В августе UnionPay — китайский аналог Visa и Mastercard — также прекратил сотрудничество с российскими банками, сославшись на санкции.

С совместным осуждением Байденом и Цзиньпина ядерной угрозы в ходе встрече на Бали в начале этого месяца так называемые мартовские договоренности «второго направления» стали государственной политикой «первого направления». Согласно китайскому источнику, благодаря челночной дипломатии Вана  И НАТО и Китай фактически объединились в вопросе недопущения эскалации конфликта между Украиной и Россией. В ходе серии встреч с руководством НАТО с начала сентября Ван И пообещал использовать значительное влияние Китая на Москву, чтобы отговорить Путина от применения ядерного оружия, в то время как в ответ НАТО подтвердило, что они не будут поставлять стратегическое оружие Украине.

На саммите на Бали Си Цзиньпин  публично призвал к «возвращению к дипломатии и подчеркнул безотлагательность поиска мирного решения». Эту позицию еще предстоит официально принять НАТО, которая настаивает на том, что украинцы сами решат, когда садиться за стол переговоров. Но многие высокопоставленные лица в НАТО — например, председатель Объединенного комитета начальников штабов США Марк Милли и французский президент Эммануэль Макрон — предлагали Киеву подготовиться к мирным переговорам. А гарантии безопасности Китая на границах России до вторжения, данные еще в феврале, могут сыграть важную роль в спасении лица Кремля в противовес вероятным гарантиям безопасности Украины со стороны НАТО.

Цена Китая за его миротворчество? Пекин надеется улучшить отношения с НАТО и Европой и положить конец кровавой и бесполезной войне, которую так безрассудно начал его союзник Путин. В Украине Китай, по словам источника, «в конечном итоге позиционирует себя как последнюю надежду на мир в этом мире». Украинцы, которых, скорее всего, попросят пожертвовать землей ради мира, могут не согласиться».

!
Этот текст доступен на   Հայերեն
Распечатать
Читать также:
Все
Зеленский рассказал, в каком случае возможен обмен пленными с Россией в формате «всех на всех»
Некоторые скептически говорят, что это только после окончания войны, потому что это одно из условий окончания войны...
Зеленский: Россия готовится расширить наступательные действия
Сегодня уже 800-й день войны  …
Эксперт: Ситуация для украинцев в Донецке сложная
Мы выиграем войну, но потери будут критическими для Украины …
Кэмерон в Киеве начал переговоры о «столетнем партнерстве»
Министр иностранных дел также дал старт переговорам с Украиной о 100-летнем партнерстве…
Италия готовит девятый пакет военной помощи Украине
Италия владеет пятью установками, из которых предназначена для отправки система, которая находится в Словакии…
Кэмерон: Украина может бить британским оружием по территории России
Мы будем давать три миллиарда фунтов каждый год столько, сколько будет необходимо...
Самое
Фоторепортажи