News
Лента
News
Вторник
Июнь 04
Вся лента

Пока элитный турецкий летный отряд рисовал полумесяц и звезду национального флага в небе Анкары, турки на земле бежали, чтобы сфотографироваться с Сельджуком Байрактаром — человеком, которого они называют героем, превратившим ближневосточную страну в ключевого мирового поставщика смертоносных боевых дронов, пишет Bloomberg.

Байрактар также является зятем президента Реджепа Тайипа Эрдогана, и там, на взлетно-посадочной полосе военной базы, его компания «Байкар» продемонстрировала новое поколение беспилотных боевых самолетов, которые будут летать быстрее и дальше, неся при этом больше вооружения, чем нынешние модели.

Новое поколение дронов отражает растущие амбиции компании, которая становится все более влиятельной за рубежом после того, как Украина с существенным успехом использовала дроны TB2.

В последние годы «Байкар» стал ключевой частью усилий Эрдогана по созданию самодостаточной оборонной промышленности, производящей продукцию от вооруженных дронов до истребителей и военных кораблей. Все они призваны поддержать его все более агрессивную внешнюю политику в регионе, погрязшем в конфликте. Но после вторжения России в Украину зарубежные продажи дронов также неуклонно росли, что дало Турции большее политическое влияние далеко за пределами Ближнего Востока.

В редком интервью на базе ВВС на окраине Анкары Байрактар, выпускник Массачусетского технологического института, изложил свои амбиции по дальнейшему расширению возможностей компании и международным продажам в попытке повысить вес Турции за рубежом. Вскоре компания начнет массовое производство как минимум одного из двух передовых дронов, которые будут взлетать с недавно построенного турецкого мини-авианосца TCG Anadolu. В то же время компания стремится расширить свою долю на рынках от Африки до Европы и Азии за счет существующих беспилотных боевых машин TB2 и Akinci, а также недавно разработанных TB3 и Kizielma.

Новые дроны произведут «революцию» в военном влиянии Турции от Черного моря и Кавказа до восточного Средиземноморья и берегов Северной Африки, сказал Байрактар, занимающий должность технического директора в компании, основанной его отцом. Они «позволят Турции вести наблюдение и точно определять атаки на континенты благодаря увеличению времени их полета и радиуса действия».

«Байкар» заявляет, что продает свой флагманский дрон TB2 в 31 страну. Хотя эти продажи осуществлялись в основном в развивающиеся страны, четыре года назад  было всего лишь  два иностранных покупателя. «Продажи ТБ-2 быстро выросли за последние несколько лет», — сказал Питер Веземан, старший научный сотрудник Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI). «Одна за другой страны заказывают партии разного объема».

Использование Турцией дронов подчеркивает меняющееся лицо войны в одном из самых нестабильных регионов мира. Беспилотные летательные аппараты переломили ход многолетней борьбы Анкары против Рабочей партии Курдистана на юго-востоке страны, северном Ираке и в Сирии. Относительно дешевые в изготовлении и использовании БПЛА в последние годы помогли решить конфликты в таких отдаленных местах, как Азербайджан и Ливия, в пользу турецких союзников.

Даже за пределами Ближнего Востока турецкие дроны, вероятно, будут особенно ценны для стран, действующих за пределами НАТО или не имеющих возможности получить их от США или Израиля по политическим или финансовым причинам. Новые дроны укрепят репутацию страны как поставщика высококачественной военной техники по доступным ценам. Это уникальное положение, которое Турция занимает среди горстки стран, производящих сложные дроны, по мнению Фабиана Хинца, эксперта по обороне Международного института стратегических исследований.

«Независимо от того, являетесь ли вы союзником США или у вас проблемы с США, вы можете купить [турецкие дроны] практически без политических издержек», — сказал Хинц. «Турция также, кажется, более открыта для некоторой передачи технологий и разрешения местного лицензионного производства, чего другие производители».

За последние два десятилетия компания получила 82% своей прибыли от экспорта, сказал Байрактар, добавив, что за последний год производственные мощности увеличились на 50%.

Байрактар сталкивается с множеством проблем в реализации своих самых больших амбиций. США, Израиль и Китай остаются крупнейшими в мире поставщиками дронов. Кроме того, предложения «Байкар» по своим характеристикам нельзя сравнивать с  современными боевым БПЛА, производимым в таких странах, как США, сказал Веземан из SIPRI. Тем не менее, турецкие дроны продаются.

«Рост Турции как поставщика боевых дронов был поразительным», — сказал Веземан. «И нет никаких сомнений в том, что это является частью быстрого развития турецкой оружейной промышленности, роли Турции как экспортера оружия и частью усилий Турции стать региональной державой».

Компания Baykar была основана в 1986 году отцом Сельчука Оздемиром как машиностроительная компания. Но Сельчук заинтересовался авиацией еще в детстве, и когда он присоединился к этому бизнесу в 2007 году,  начал поворот в сторону военной техники, разработки беспилотных боевых самолетов и наземных систем управления. В 2016 году он женился на дочери Эрдогана Сумейе.

Затем в 2019 году США ввели санкции против Турции за приобретение систем противоракетной обороны С-400 у России. Санкции помешали Турции получить самолеты-невидимки F-35 корпорации Lockheed Martin.

Это ускорило усилия Турции по разработке собственного беспилотного боевого самолета, причем Эрдоган поддержал разработку технологии компанией своего зятя, а также государственной компанией Turkish Aerospace Industries. Устойчивый рост экспорта позволил им и дальше инвестировать в исследования и разработки.

В сообщениях местных СМИ высказываются предположения, что у Байрактара может быть будущее в турецкой политике, хотя это деликатная тема, которой он вряд ли когда-либо коснётся  напрямую. «Мы будем бороться до конца, чтобы реализовать идеал национального технологического движения», — сказал Байрактар в интервью турецкому новостному изданию в прошлом месяце. «Мы сделаем все необходимое, все, чего потребует борьба. Другими словами, если борьба требует политики, то мы не будем ее бояться или воздерживаться от нее».

Он и его тесть разделяют амбиции сделать Турцию самодостаточной военной державой, опережающей региональных соперников, таких как Иран и Греция.

По словам Байрактара, более новый Akinci, который поднимается на большую высоту и летает гораздо дольше, чем его предшественники, был в центре переговоров с Саудовской Аравией.

Он отметил, что  Akinci будет производиться совместно с саудовцами в рамках соглашения, так же как TB2 будет производиться на строящемся в настоящее время заводе в центральной Украине.

«TB3 — это своего рода квантовый скачок в отношении возможностей Турции, особенно если он будет установлен на авианосце «Анадолу», — сказал Сонер Кагаптай, директор турецкой исследовательской программы в Вашингтонском институте ближневосточной политики. «Это выделяет Турцию в отдельную категорию, небольшую группу элитных стран, которые имеют возможность преодолевать расстояние в несколько сотен миль с точки зрения использования своих дронов через континенты и океаны».



!
Этот текст доступен на   Հայերեն and English
Распечатать
Самое