News
Лента
News
Суббота
Апрель 27
Вся лента

Объем уплаченного в государственный бюджет налога на добавленную стоимость (НДС) в январе текущего года, по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года, возрос просто ударными темпами - на 11,3%. Отметим, что стоимостное содержание каждого процента НДС, в силу его сравнительно большого объема, имеет большее значение, чем по другим видам налогов.

В силу этого абсолютный прирост НДС (почти 2,5 млрд. драмов) смог компенсировать заметный спад по линии ряда других налогов. Правда, эта компенсация обязана и положительным сдвигам в динамике подоходного налога – его в январе текущего года налогоплательщики уплатили на 0,9 млрд. драмов больше, чем в аналогичном месяце прошлого года.

А вот по другим налогам наблюдается безотрадная картина. Сумма уплаченной в госбюджет таможенной пошлины сократилась на 21,4%, или же более чем на 0,3 млрд. драмов. Заметим, что спад по данному налогу произошел на фоне роста внешнеторгового оборота на 5,3%, в том числе импорта – на 6,6%.

Все же учтем, что сама абсолютная величина таможенной пошлины, по сравнению с внешнеторговым оборотом, не столь уж большая. К примеру, в базовом месяце - январе прошлого года, с показателя которого и исчислялись проценты, она составляла менее 1,6 млрд. драмов, при внешнеторговом обороте в 117.3 млрд. драмов.

Вследствие нашей либеральной политики в сфере внешней торговли и полного следования требованиям Всемирной торговой организации (ВТО), членом которой Армения является, соотношение величины таможенной пошлины к внешнеторговому обороту составляет небольшую величину. Так, в январе прошлого года данное соотношение не достигало 1,5%, а в отчетном месяце вообще скатилось до 0,9%. Поэтому, даже незначительные структурные изменения в структуре импорта товаров могут привести к ощутимым сдвигам в величине таможенной пошлины.

Импортеры же в основном платят на границе НДС, иногда с переплатой. По данным за декабрь прошлого года, общая сумма переплаченного НДС, только лишь по крупнейшим налогоплательщикам (как импортерам, так и остальным), достигла 54,3 млрд. драмов. Для сравнения: налоговые доходы государственного бюджета Армении в январе текущего года составили менее 44,6 млрд. драмов…          

Итак, вследствие опережающего роста НДС его доля в общем объеме налоговых доходов государственного бюджета в январе достигла 55,1%, увеличившись по сравнению с показателем аналогичного месяца прошлого года на 3,9 процентных пункта.

Если из общей суммы уплаченных в государственный бюджет налогов вычесть НДС, то получим спад в 4,8%. Положение здесь не выручает даже подоходный налог, по которому, как указывалось выше, в январе был зафиксирован рост.

Заметно сократилась в январе текущего года сумма уплаченного в государственный бюджет налога на прибыль – на 1,0 млрд. драмов, или же на 19,0%. В итоге удельный вес его в общих налоговых доходах государственного бюджета снизился с 12,4% до 9,7%, то есть на 2,7 процентных пункта.

Позитив виден в подоходном налоге, которого в январе текущего года было уплачено больше, чем в аналогичном месяце прошлого года, на 18,1%. В итоге его доля в общих налоговых доходах государственного бюджета увеличившись на 1,7 процентных пункта, достигла 13,7%. Это, несомненно, важный сдвиг, и будем надеяться, что данная тенденция продолжится и в будущем.

Для тех, кто не разбирается в нюансах налоговой политики, разъясним смысл вышесказанного. Дело в том, что в ряде развитых стран подоходный налог занимает доминирующее (или же, по меньшей мере, второе) место среди налогов по своей доле. К примеру, в США этот вид налога является лидирующим. Кстати, в этой стране, самой «богатой» в мире, НДС нет, его заменяет налог с продаж, по ставкам от 2% до 11%.

Напомним, что НДС, в его современном виде, впервые был внедрен Францией, как наиболее простой и эффективный вид налога. Несмотря на это, этот налог (как, впрочем, и другие его «собратья») имеет свои существенные недостатки. Бремя НДС падает на всех конечных потребителей товаров и услуг, вне зависимости от уровня их доходов. Данное обстоятельство, с точки зрения социальной политики, трудно признать справедливым.

Во многих странах (как правило, экономически развитых, с хорошо организованным учетом движения товаров от производителей к потребителям), пытаются смягчить негативные стороны НДС путем дифференциации его ставок. К примеру, по линии  социально значимых товаров и услуг ставки НДС снижаются, в целях большей доступности этих благ малоимущим слоям населения.

В противоположность этому, НДС имеет высокие ставки по товарам и услугам, которые в принципе не являются первостепенными. Таким образом, данный налог в определенной степени нивелирует доходы населения, каковой фактор, в условиях резко прогрессивного подоходного налога, содействует приближению к упомянутой выше социальной справедливости.

А так как у нас нет ни резко прогрессивного подоходного налога, ни дифференциации НДС, то повышение доли последнего в общем объеме уплаченных в госбюджет налогов трудно воспринимать однозначно положительно. 

Альберт Хачатрян

Распечатать
Самое