News
Лента
News
Пятница
Апрель 26
Вся лента

Импорт, как сфера предпринимательской деятельности, довольно популярен в нашей бизнес-среде. Причем им занимаются как коммерческие компании, так и индивидуальные «предприниматели», проще говоря - физические лица. Правда, последним, по масштабу внешнеторговых операций, трудновато тягаться с крупным бизнесом. Но, каждый импортер имеет свой «навар», малый или большой, и все довольны. Кроме потребителей этих товаров, считающих, что им навязывают чрезмерно высокие цены. 

«Железного занавеса» уже нет, и наши граждане спокойно могут прогуляться в разных странах мира. И первое, что их шокирует, так это… «тамошние» цены. При ознакомлении, скажем, с ценниками товаров в супермаркетах развитых стран, выясняется, что «у нас» многие продукты питания стоят дороже, чем «у них». И возникает кардинальный вопрос: почему?!

Для ответа на это вопрос, волнующий нашу общественность, проследим, как меняется цена, скажем, тривиальной свинины, после пересечения этого товара таможенной границы. В рейтинге видов мяса, и по роли в рационе питания жителей Армении, свинина занимает второе, после говядины, место. Но, судя по динамике цен, она в скором времени подпадет под статус дорогостоящего деликатеса.      

Итак, вначале рассмотрим объемы местного производства свинины. Кстати, официальная статистика иногда делает удивительные выкрутасы, манипулируя этими показателями. Так, в балансе ресурсов важнейших 25 товаров объем производства мяса в Армении дается в живом весе, а импортированное, естественно, в убойном весе. Причем эти показатели суммируются, какой фокус можно считать абсолютно не корректным. В итоге доля местного производства в общем объеме ресурсов мяса искусственно повышается. 

Поэтому, для корректных сравнений, переведем продукцию из живого веса в убойный, используя средний коэффициент перевода, равный 80%. В итоге объем производства в I квартале из 742 тонн плавно снижается до 594 тонн. Эти данные округляем до целых единиц, так как показатели с десятичными знаками выглядели бы довольно нелепо на фоне «точности» учета в сельском хозяйстве...

Далее, примем во внимание то обстоятельство, что часть продукции потребляется самими хозяйствами, а также обменивается по бартеру, за оказанные фермерским хозяйствам услуги. По данным за прошлый год, продажа к объему производства мяса составила менее 73%. Используя этот коэффициент, получим, что в I квартале текущего года сельскими хозяйствами было продано около 432 тонн свинины.

Часть импортированной свинины, как можно предположить, используется местными мясокомбинатами для переработки. Но таковое отнюдь не исключается и для мяса местного производства. Поэтому сопоставление объема местных товарных ресурсов (432 тонны) с объемом импорта (почти 2149 тонн) можно считать корректным. А соотношение это для нас довольно неутешительное – 1 к 5...  Но, это вопрос уже другой темы, поэтому вернемся к сугубо ценам.

Средняя таможенная цена импортированной свинины в I квартале текущего года составила $2,44 за килограмм, что, по средневзвешенному курсу валют за этот период, эквивалентно 949 драмам. Укажем, что сравнительно высокой таможенной ценой за килограмм – 1595 драмов в эквиваленте, отличается продукт, импортированный из Китая. Но доля этой страны в общем объеме импорта свинины сравнительно низкая, всего лишь 1,2% в отчетном квартале. А вот продукт из Бразилии, удельный вес которой достиг 83,6%, имел низкую цену – 915 драмов за килограмм. Это и предопределило среднюю цену импортированной свинины.

Укажем, что в I квартале текущего года свинину импортировали из 11 стран, причем на долю географически близкой Украины пришлось лишь 0,6%, а Россия вообще не фигурирует в данном списке. Феномен доминирования заморской Бразилии в общем объеме импорта свинины можно объяснить низкими сбытовыми ценами. А о конкретном источнике, откуда была приобретена нашими предпринимателями упомянутая свинина, можно лишь гадать...  

Итак, с учетом 30%-ой оптовой и 20%-ой розничной надбавок средняя цена килограмма импортной свинины на прилавках наших магазинов и мясных пассажей рынков сельскохозяйственных продуктов должна была составить менее 1,6 тыс. драмов за килограмм...

Между тем, по данным официальной статистики, средняя розничная цена свинины в столице республики в том же квартале составила ровно 3456,6 драмов (округленно – менее 3,5 тыс. драмов) за килограмм. Разница видна невооруженным глазом – почти 2 тыс. драмов за килограмм! На всю партию импортированной свинины, если она была целиком реализована в рознице, навар составляет немногим менее 4,3 млрд. драмов, или же свыше $11 млн. в эквиваленте.

Если и по другим импортированным товарам имеется столь жирный навар, то уже становится ясным, каким образом наши крупные импортеры буквально за считанные годы сколотили огромный капитал. Естественно, за счет семейных бюджетов своих сограждан.

«Аппетит» у торговцев всех стран и всех времен всегда был непомерным. Однако во все времена, даже в далекой древности, государство пыталось бороться со взвинчиванием цен на товары. Спекулянтам, наживающимся на своих же гражданах, иногда грозила даже смертная казнь. Ныне, конечно, используются цивильные методы борьбы со спекулятивными ценами, причем в довольно широком спектре.

В отдельных странах на важнейшие товары (а также услуги), носящие социальный характер, ставятся максимальные цены. В других странах используется показатель максимальной рентабельности производства, а также продажи товаров.

Обычно, для обеспечения доходности фермерских хозяйств государство субсидирует производство ряда сельскохозяйственных продуктов. Тем самым предотвращается сокращение масштабов производства, которое могло бы привести к сокращению объемов производства и, отсюда, росту цен. Выгода и фермерам, и потребителям.

Имеются и косвенные методы регулирования цен. В частности, снижением ссудного процента можно сократить расходы по ввозу важнейших товаров. Если, конечно, импортер пользуется кредитами. Для справки: средний показатель годовых коммерческих банков за кредит (в драмах) в Армении в апреле текущего года составлял 18,01%.  

Снизить цены на социально значимые товары (и услуги) возможно и дифференциацией налога на добавленную стоимость (НДС), каковой метод с успехом практикуется в ряде развитых стран. У нас же практически единая ставка НДС на все товары и услуги. 

Альберт Хачатрян

!
Этот текст доступен на   Հայերեն
Распечатать
Самое