News
Лента
News
Суббота
Апрель 27
Вся лента

Ереванский Дом ребенка основан в 1937 году. Это один из старейших детских домов Армении для здоровых детей. В свое время назывался Дом младенца с периода новорожденности, потом в разное время предназначался для малышей до трех, пяти, а сейчас до 6 лет. С марта 1998 года Дом от Министерства здравоохранения перешел под патронат Министерства труда и социального обеспечения. Дом предназначен как для здоровых детей, так и детей, имеющих проблемы с физическим и психическим здоровьем и нуждающихся в социализации. Директор Дома ребенка Лиана Карапетян работает здесь с 1981 года. Сначала педиатром, затем с декабря 1997 главврачом, в настоящее время директором (фоторепортаж).

Дом ребенка расположен в одном из живописных кварталов армянской столицы, в Норк-Мараше. За решеткой выкрашенных голубо краской ворот нас встретил огромный игрушечный медведь и небольшая собака с серьезным выражением мордочки. Как оказалось чуть позже, собака охраняла двоих щенков и на всякий случай не спускала глаз с незнакомых посетителей, пока они пересекали обширный двор.

Во дворе длинный ряд качелей, игрушки, манеж, сушатся ползунки. Утро свежее, и малышей пока не вывели на прогулку.

В Доме ребенка семь групп: шесть возрастных и приемное карантинное отделение. Есть отдельная прачечная, кухня. К слову, корреспонденты Новости Армения – NEWS.am специально побывали на кухне и констатировали царящую на ней чистоту.

В прошлом весь персонал учреждения составляли медицинские работники. Сейчас во всех отделениях работают по четыре воспитателя в паре с нянечками. Есть учитель музыки, медсестры, танцами с детьми занимается старший воспитатель. Несколько раз в год воспитанники Дома проводят концерты. Сейчас в Доме 45 младенцев до года, еще 7 младенцев от года до двух лет. Остальные малыши в возрасте от 2 до 6 лет.

«Говорить о причинах тенденции роста или сокращения числа попадающих в наш Дом малышей трудно. К примеру, в тяжелые для страны 1988-94 годы у нас было всего 45-54 ребенка. Потом, когда ситуация улучшилась, у нас было 99 детей», - рассказывает директор Дома ребенка Лиана Карапетян. 

Главная задача руководителя Дома ребенка, констатирует она, чтобы малыш попал в семью: «В процентом соотношении примерно 10-15% детей из нашего Дома возвращаются в биологические семьи.

К сожалению, от 7 до 10% переводятся в соответствующие детдома. Те родители-одиночки, в основном это матери, которые не отказываются от своих детей, посещают малышей по пятницам, но если у родителя есть желание видеться чаще, естественно, мы даем разрешение. Проблема в том, что если к 6 годам ребенка не заберут домой, малыша переводят в возрастной детдом.

20-25% идут на усыновление. Иногда бывает 30%. Правда, в этом году мало. Но был год, когда почти все принятые дети пошли в семьи.  Усыновляют малышей не только в Армении, но семьи из Диаспоры».

Интернациональное усыновление ввел тогдашний президент СССР Михаил Горбачев. В те времена речь шла лишь о соцстранах. «Обретя независимость, Армения присоединилась к Гаагской конвенции. Ныне со странами, с которыми у нас есть дипломатические отношения, осуществляется усыновление. Более того, при втором президенте Армении Роберте Кочаряне была введена и проводилась практика курирования усыновленных за рубежом детей. Миссия была возложена на консульства и посольства.

К сожалению, с 2005 года число детей, имеющих разные проблемы со здоровьем, увеличивается с каждым годом. Думаю, основной причиной подобной картины является распространение наркомании и алкоголизма, которых раньше в Армении не было вовсе или было на низком уровне, затем плохая экология. Но самое интересное, что улучшение работы системы здравоохранения также приводит к некоторому проценту инвалидности. Дело в том, что дети, которые раньше рождались весом 600-700 грамм, не выживали. Теперь благодаря развитию медицины выживают, но чем больше находятся под кислородом, тем больше проблем. С другой стороны, увеличение числа больных детей в детских домах может быть свидетельством того, что у населения улучшился менталитет и от здоровых детей не отказываются», - отметила Лиана Карапетян. 

Вопрос детей-инвалидов, от которых отказались родители, не только социальный. Это еще и вопрос менталитета, отношения к инвалидности: «Часто от родителей можно услышать что-то в духе «я бы не отказался, но у меня еще ребенок, когда он вырастет, появятся разные проблемы». И я бы не стала утверждать, что они однозначно неправы. Наше общество пока еще не может проявить толерантное отношение к инвалидам».

В целом по годам в соответствии с общим количеством наших детей, отказники составляют около 50%. Отказываются больше по причинам психических недостатков ребенка. На общем фоне позитивно то, что стали мало отказываться от детей, рожденных вне брака.

«Дом ребенка основан в 1937 году. Я знакомилась с архивами и обнаружила один печальный факт тех лет - значительная часть малышей переведена по направлению

НКВД, милиции, КГБ. То есть родители были сосланы или расстреляны, а ребенок попал в детский дом. Дочка Егише Чаренца тоже у нас была», - отметила директор Дома ребенка.

В советское время из 15 республик наименьшее число детдомов было в Армении и Эстонии. Если во всей Армении был всего один дом ребенка для здоровых детей младшего возраста, то в одной Москве их было 17. Сейчас картина сильно изменилась. Все московские детдома перепрофилированы в специализированные. Тенденция касается не только Москвы: «У нас из 71 ребенка только 8 совсем здоровых детей. 29 не проблемные, но и не полностью здоровые, скажем, пониженное зрение, то есть проблемы, которые можно решить, скорректировать. Лично я думаю, что если будем идти такими темпами, наш дом ребенка через несколько лет, года через три, тоже перепрофилируется».

Говоря о малышах, от которых отказались по тем или иным причинам родители, необходимо помнить одну важную вещь. «К нам поступают дети нежеланные для родителей. Я говорю об отказниках. Не тех, которых мать отдала, потом забрала. Исходя из практики наблюдений за более чем три десятка лет моей работы, могу сказать, что отказу от ребенка в подавляющем большинстве случаев предшествует скрытая беременность и роды. Что это означает? Как минимум, перетянутый живот. У нас была девочка, мать которой выпила мышьяк. Женщину удалось спасти, но ребенок родился преждевременно.  Естественно, такие эксперименты нередко приводят к физическим и психическим проблемам младенца. 

Французы сняли хороший фильм о детдомовских детях. Научно доказано, что ребенок уже в утробе чувствует, что он нежелателен. Это первый стресс. Второй стресс - от него отказались после рождения.  Европейцы сделали интересное обследование детдомовских детей, сколько становятся алкоголиками, наркоманами, заканчивают жизнь самоубийством.  Это нежеланные дети. Внебрачный ребенок моет быть и у сапожника, и у короля. Просто они по-разному потом растут.

В средние века от нежеланных детей освобождались - попросту топили. Потом церковь взяла их под свою защиту. Потом появился институт детского дома семейного типа, где за ребенком приглядывали за деньги. Это не оправдало себя. Лучше всего, чтобы ребенок попал в семью. Хотя по закону ребенка может усыновить и одинокая мама, и одинокий папа, я считаю, что ребенку нужна полноценная семья. В первую очередь, в интересах ребенка, тем более что в основном это генетически сложные  дети».

Хотя в большинстве случаев именно одинокие мамы стремятся взять ребенка на усыновление, бывают случаи, что на такой шаг идет одинокий папа. «За 34 года работы у меня было два случая, когда ребенка взял на воспитание одинокий папа. Очень интересно, что это произошло в течение почти двух месяцев. Один был из Франции, другой усыновлял в Армении. «Французский папа» приехал с матерью, сестрой целой командой», - заключила Лиана Карапетян.

P.S. С детьми старшей группы нам разрешили встретиться в игровой комнате. Очень явно ощущалось, что у малышей нет недостатка в игрушках. Как все дети, новые лица были встречены желанием показать себя – кто-то танцевал, кто-то бросал воздушные шарики, кто-то просил взять на ручки, словом, «работали на зрителя».

Но за веселой беготней, играми и шалостями было различимо, всем, и Тане с длинной толстой косой, и золотоволосой девчушке, которая не захотела назвать имя, полугодовалому Айку, новорожденной Ангелине, всем малышам нужна собственная семья, и в каждом посетителе они видят маму и папу.

Мариам Левина

Фото Арсена Саркисяна /Новости Армении – NEWS.am

!
Этот текст доступен на   Հայերեն
Распечатать
Самое