News
Лента
News
Суббота
Апрель 27
Вся лента

В интервью Новости Армении – NEWS.am заместитель директора-распорядителя Международного валютного фонда Тао Жань рассказывает о предстоящем визите в Армению в июне, в рамках встречи стран-членов МВФ и Всемирного Банка (Constituency Meeting), представляет свою оценку экономических реформ в Армении, а также говорит о мировых тенденциях. Среди них – возможная конъюнктура низких процентных ставок и цен на нефть, переориентации экономики Китая на внутреннее потребление, а также налоговые реформы в США (на момент беседы они ещё предполагались).

В июне Вы прибудете в Армению. Каковы цели Вашего визита, и какие возможности и задачи Вы видите для армянской экономики в мировом контексте?

В Армению я приеду для участия во встрече стран-членов МВФ и Всемирного Банка. Это моя первая поездка в регион в нынешней должности, и я с нетерпением жду этого визита. Со мной будет исполнительный директор, представляющий в МВФ 15 стран, включая Армению. Мы проведём обсуждения с нашими коллегами в регионе, в том числе с высокопоставленными чиновниками, ведущими экспертами, другими представителями общества. Встречу проведут Бельгия и Нидерланды. На встрече будет отмечаться и 25-летие 7 стран-участниц МВФ, в том числе Армении.

Я был очень рад, что миссия в Армению успешно завершила работу. Программа МВФ продолжается, и заключительный отчёт по кредитной программе EFF будет, вероятно, скоро представлен в Исполнительный совет МВФ. Надо признать, что Армения многого добилась при участии наших программ. В частности, хочу отметить принятие Налогового кодекса в 2016 г.  Если этот кодекс будет полностью внедрён в действие, он поможет долгосрочному развитию Армении, стабильности налоговых сборов. В то же время они станут более справедливыми и сопутствующими росту.

С конца 2014 г Армения столкнулась со сложными внешними условиями – резким спадом трансфертов и цен на медь. С уязвимостью к внешним шокам и снижением экономической активности, ещё нужнее становятся реформы для устойчивого и всеобщего роста, путём повышения конкуренции, привлечения прямых иностранных инвестиций, расширения географии и номенклатуры экспорта, улучшения инфраструктур. Мы приветствуем работу правительства в этих направлениях. Это поможет Армении стать динамичной рыночной экономикой, более устойчивой к трудностям в ближайшее десятилетие.

Может ли атмосфера низких процентных ставок, если она сохранится, повлиять на политику кредитования и консультаций МВФ?

Если процентные ставки останутся низкими, это будет означать сужение перспектив для экономического роста. В этом случае мы, скорее всего, будем рекомендовать странам использовать другие инструменты для сокращения фискальной консолидации. Особенно это касается стран, у которых есть фискальный резерв для этого, а также для внедрения структурных реформ для экономического роста.

Что касается политики кредитования МВФ, то она не изменится. Но если мировые процентные ставки останутся низкими, тогда низкими останутся и ставки по кредитам МВФ.

Считаете ли Вы, что банки, как и реальный сектор, могут вновь расширить присутствие на развивающихся рынках ,в  поисках более высоких прибылей?

Трудно обобщать на весь мир, но возможно, что банки в ряде развитых стран могут ради прибылей попробовать более высокие риски, в том числе расширить работу в развивающихся странах. Например, японские банки в последние несколько лет продолжали развиваться в Азии. Но эта тенденция пока меньше проявляется в Европе, где банки сильнее нацелены на сокращение операций и их консолидации вокруг своего основного бизнеса.

Если представить в обозримом будущем гипотетический сценарий низкого роста и низких процентных ставок, у крупных банков могут появиться новые стимулы расширять работу в странах, где ставки по-прежнему высоки - в том числе, возможно, в развивающихся странах. Для финансирования такого развития, банки могут расширить (в пределах нормативов) долю оптового консолидирования долга. Такой сценарий может повлиять на финансовую стабильность и в странах, где они зарегистрированы, и в странах, где они действуют. Поэтому мы подчёркиваем: необходимо, чтобы регулирующие органы продолжали внимательно следить за такими процессами, чтобы сдержать возможные системные риски.

Если при новой модели экономического роста Китай станет закупать меньше сырья, означает ли это меньше доходов для его экспортёров по всему миру?

Переориентация экономики в Китае – ключ к переходу на более устойчивые модели роста. Этот переход полезен и для Китая, и для всего мира.

В целом он поможет мировой экономике, но его влияние может оказаться разнородным. Темпы спроса Китая на сырьё могут замедлиться и повлиять на цены, особенно на металлы. Спрос может снизиться и на промежуточные товары и производственное оборудование, а на потребительские товары – вырасти. Экспортёрам таких товаров это поможет.

По мере того, как расходы на рабочую силу в Китае растут, и Китай продвигается вперёд по цепочке  производственного цикла, страны с более низкой стоимостью труда могут выиграть от того, что Китай начнёт выходить из трудозатратных производств. 

Каковы на сегодня самые большие задачи для инклюзивного роста и более широкого доступа к финансам?

Как Вы знаете, МВФ всегда подчёркивает необходимость инклюзивного роста. Директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард в прошлом году не раз упоминала о том, что темпы роста были слишком низкими, слишком долгими, помогали слишком немногим. По мере того, как восстановление экономики ускоряется, правильное совмещение экономической политики окажется очень важным для стабильного и инклюзивного роста.

Это потребует у стран политики в пользу роста, или того, что мы называем тройным подходом. Это набор элементов налогово-бюджетной, денежно-кредитной и структурной политики. Для каждой страны он свой. В целом, страны должны поддерживать продуктивность и инновации. Некоторые могут достичь этого реформой налоговых систем, чтобы сократить искажения и повысить стимулы для корпоративных капзатрат, а также для поддержания торговли. Инклюзивное развитие можно поддержать и политикой для сотрудников с не столь высокой квалификацией, для молодёжи и женщин, а также повышением расходов на образование и здравоохранение.

Ожидаете ли Вы, что Россия и другие экспортёры нефти сохранят фискальную и монетарную политику привязанной к курсу нефти, если цены на неё относительно стабилизируются?

Вы правы. Какое-то время цены на сырьевые товары росли. Цены на нефть выросли после объявления о соглашении стран ОПЕК. Несмотря на небольшое снижение в последние дни, цены остаются на уровне примерно $52 за баррель, а это на 18% выше, чем в прошлом году. Сохраняющиеся крупные обороты строительного сектора в Китае и возможные налоговые стимулы в США повысили перспективы цен на металлы. Сокращение избыточного предложения помогло восстановлению продовольственных цен.

Экспортёрам нефти и другого сырья мы по-прежнему советуем: важно приспосабливать свою политику к ценам “низким и надолго”. В развивающихся странах доходы от сырьевых цен занимают большое место в бюджетных доходах. Но несмотря на резкий рост сырьевых цен, сейчас они почти вдвое ниже пика 2011 года. Поэтому главной задачей для этих стран остается адаптация к низким ценам.

!
Этот текст доступен на   Հայերեն and English
Распечатать
Самое