Среда
Май 08

Эфир

Идея эфира имеет многотысячелетнюю историю. Упоминания о нем восходят к трактатам греческих философов Эмпедокла, Платона и Аристотеля, в которых под ним подразумевались верхние слои воздуха. Эфир в древности трактовался также как гипотетическая всепроникающая среда, колебания которой проявляют себя как электромагнитные волны. Он рассматривался также как материальный аналог ньютоновского абсолютного пространства. В армянской цивилизации понятие эфира (етер-եթեր) примерно с вышеуказанными и другими сакральными свойствами называлось словом арпи (արփի) (см. толковый словарь Г. Ачаряна), которое, как известно, на армянском обозначает солнце. С описанием различных свойств эфира (արփի) мы встречаемся в армянском эпосе Давид Сасунский, который восходит к древним временам армянской цивилизации Аратты и Шумера, когда еще не существовали древнегреческие философские школы, говорит наш соотечественник, доктор физико-математических наук Ашот Геворкян.

После известных опытов Майкельсона—Морли в 1905г и создания специальной теории относительности Энштейна слово «эфир» выпало из лексикона ученых, перекочевав в словарь радио- и телевещателей. Однако с развитием квантовой физики и, в частности, квантовой теории поля в словарь ученых вошли другие, не менее «эфирные» понятия – «квантовый вакуум», «темная материя», «темная энергия», «квинтэссенция», которые пока невозможно «увидеть» доступными нам прямыми методами наблюдения, однако, они необходимы для понимания многих наблюдаемых вещей в природе.

Ашот Геворкян уверен, что ученые поспешили, поставив крест на понятии «эфира». Он считает, что «квантовый вакуум» или «темная энергия» это и есть тот самый «эфир», который, как он теоретически доказал, является скалярным полем, состоящим из безмассовых бозе-частиц с нулевым спином. С нулевым спином бозе частицы, в свою очередь, образуются путем квантового спутывания двух безмассовых векторных бозօнов–айонов (hion-հայոն) с противоположными, -1 и +1, проекциями спинов.   Работа ученого по этой теме опубликована в известном международном научном журнале Particles

Темная энергия

«Согласно опубликованным в марте 2013 года данным наблюдений космической обсерватории «Планк», в рамках стандартной космологической модели Лямбда-CDM, общая масса-энергия наблюдаемой Вселенной состоит на 4,9 % из обычной (барионной) материи, на 26,8 % - из тёмной материи и на 68,3 % - из тёмной энергии. Другими словами, Вселенная на 95,1% состоит из темной материи и темной энергии», - говорит он. Ашот Геворкян, как и ряд известных ученых, считает, что пространство-время образует темная энергия и, соответственно, там, где нет темной энергии, там нет абсолютно ничего.

По словам ученого, квантовый вакуум обладает примерно теми же свойствами, что и обычный вакуум, то есть в квантовом вакууме все средние значения физических величин равны нулю. «Но даже это не означает, что квантовый вакуум это - полная пустота. Этот вакуум обладает чрезмерно большой энергией. Квантовый вакуум – это необычная среда, в которой рождаются и исчезают элементарные частицы, кирпичики, из которых построены визуальные объекты вселенной», - говорит ученый.

О чем вообще речь?

Слушаю Ашота Геворкяна, и меня все время не покидает мысль - как же я буду представлять всю эту архисложную квантовую физику доступным для неспециалистов языком. В этом моя основная задача: понятными словами рассказать о том, чем конкретно занимаются армянские ученые, и показать, что они работают на самом переднем крае науки. В общем Ашот Геворкян конкретно занимается тем, что выстраивает теоретическую модель той части Вселенной, которая «невидима» и «неосязаема» для нас. Но не надо думать, что это просто упражнения для ума, не имеющие прикладного значения. Все современные технологии начинались с таких упражнений. Да и бозон Хиггса, который сегодня у всех на слуху, сначала был описан теоретически, а потом найден экспериментально.

Бозе частица hion

Итак, Ашот Геворкян говорит, что в пределе статистического равновесия стохастическое расширение уравнения Янга-Миллса в рамках симметрии, включающей в себя электро-слабые взаимодействия (калибровочная группа симметрии SU(2)xU(1)), имеет стабильное решение, которое и есть бозе частица hion со спином 1․ «Эта частица в каком-то смысле похожа на фотон, поскольку фотон также не имеет массы, но ей не нужно двигаться со скоростью света, как это делает фотон. Она имеет структуру и характеризуется тремя квантовыми числами.  Все разнообразие Вселенной, все частицы с массой происходят от этой частицы, которая обладает энергией, но не имеет массы. Происходит самопроизвольный переход hion-а на массовую поверхность, в результате чего, рождаются массовые частицы и античастицы.

Творец

Но самое главное то, что hion-ы, квантово запутываясь, далее конденсируются наподобие Бозе-Эйнштейновского газа, образуя скалярное поле, а это скалярное поле есть ни что иное, как естественный, с очень сложной логикой, квантовый регистр, т.е. квантовый компьютер.   «Все, что мы знаем, элементарные частицы, их свойства, все это обусловлено свойствами так называемой квинтэссенции-эфира или темной энергии. Темная энергия заполняет всю Вселенную», - говорит он, добавляя, что, поскольку она не обладает массой и зарядом, информацию, записанную в «компьютере» Вселенной, по сути, невозможно стереть. Мы не можем ничем воздействовать на данный «компьютер», или же для воздействия на него необходима Вселенская энергия.

Возможно, полагает ученый, это дает научное объяснение экстрасенсорным способностям и ясновидению некоторых людей. Возможно, их сознание может проникать в квантовый компьютер и брать необходимую информацию, как например это делал гениальный индийский математик Сриниваса Рамануджан Айенгор. «Этот компьютер обладает непомерно большой энергией и памятью. Я полагаю, что это и есть Творец», - говорит он.

Ашот Геворкян с коллегами провели эксперимент для обнаружения hion-ов и, по его словам, удалось косвенно заметить эту частицу в диапазоне видимого света. Теперь ученые готовятся повторить эксперимент с более высокой точностью и попробовать экспериментально измерить константы, описывающие размеры безмассовой бозе-частицы hion и среднее время жизни спутанного образования двух hion-ов элемента Вселенского квантового компьютера.

По словам Ашота Геворгяна, дальнейшее развитие технологий в 21-ом веке будет зависеть от уровня наших знаний о среде без массы, или квинтэссенции-темной энергии. «Воздействуя на векторный компонент темной энергии, мы можем конструировать пространство-время, то есть, изменять реальность, изменяя свойства атома, ядра, и получить новые источники чистой энергии, которая не будет влиять на экологию. Мы вступили в эпоху, когда нужны цельные знания, которые изменят все отрасли науки, включая гуманитарные, поскольку актуализируется философский вопрос: кто такие мы, люди, и в чем наше предназначение», - говорит он.

О вещах более приземленных

Речь в нашей беседе заходит и о более приземленных реалиях, в частности, об общем состоянии науки в Армении. По мнению ученого, эта сфера находится в очень тяжелом положении, поскольку, «мы имеем дело с неконтролируемой, движущейся по внешним ненаучным директивам сферой, которую политические власти постоянно деформировали, втискивали своих людей в высшее руководство науки». «И самое трагичное, мы имеем руководство страны, которое не осознает стратегическую важность науки для развития страны и общества. Не существует страны, где есть сильная наука, но жизнь в этой стране неблагосостоятельна, и, наоборот, есть множество богатых недрами стран, где нет науки, и жизнь в них очень неблагосостоятельна», - утверждает Ашот Геворкян.

По его словам, значительная часть армян сошла с верного пути, сделав идолом деньги, прибыль, исключительно материальное благополучие и обеспеченность, сделав тем самым олигархов и казнокрадов-чиновников «героями нашего времени». «Мы стали цивилизационными паразитами, и все наши трудности сегодня имеют глубокие корни – мы изменили своему истинному призванию», - говорит он.

Ученый считает, что реальными источниками развития Армении могут стать восстановление нравственных норм населения, образование и наука. «Нет иного варианта развития. Если мы всецело предадимся данной сфере, наши университеты и Академия будут день и ночь кипеть творческой работой, мы вернем историческую Армению без труда в обозримом будущем. Несмотря на предательское руководство и позорное поражение в войне, мы еще победим, и у нас есть для этого самое главное – те скрытые созидательные и новаторские качества, которые мы должны проявить. Если в мире есть 5 созидательных наций, то одна из них, без сомнения, мы– армяне», - говорит ученый.