News
Лента
News
Четверг
Июнь 20
Вся лента

Ясное дело, что доход в $300, то есть средний размер оплаты труда в Армении, явно не обеспечивает современный социальный стандарт потребления товаров и услуг. В особых доказательствах эта истина не нуждается. Не секрет, что по ценам и тарифам мы вплотную приближаемся к уровню развитых стран, а по отдельным товарам даже зашкаливаем за эту планку. А ведь заработок в этих странах на порядок выше нашей среднемесячной номинальной заработной платы.

Поэтому, даже опережающий рост нашей мизерной зарплаты к существенному улучшению состояния трудящихся навряд ли приводит. Речь идет о долгожданном превышении темпов роста среднемесячной номинальной заработной платы над индексом потребительских цен в январе-феврале текущего года – 106,4% против 103,2%, коему факту уже успели воспеть дифирамбы. 

Многих, из числа иностранцев, удивляет, что при столь грандиозном уровне бедности в стране цены на многие товары неадекватно ей, бедности, высокие. Но ларчик просто открывается. Этими товарами, в том числе ценными продуктами питания, более или менее постоянно пользуется лишь меньшая часть населения, платежеспособность которой и обеспечивает их ограниченный сбыт по высоким ценам.

Необеспеченные же слои населения вынуждены довольствоваться тем, что дозволяет их скромный семейный бюджет. Поэтому ресурсы многих товаров в целом, и ряда продуктов питания, в частности, в расчете на душу населения составляют мизерную величину. То есть тут действует пресловутый принцип – продается мало, но по баснословным для бедной страны ценам.

В рамках обследования бедности в стране определяется один любопытный показатель – численность семей, в рационе питания которых 70% и выше  занимают хлебопродукты и картофель. Так вот, в 2010 году таковых было 23,7% от населения республики. То есть почти одна четверть жителей страны довольствуется скудным рационом питания, достойным скорее блокадных лет второй мировой войны, нежели века информационных технологий.

Добавим, что в предшествующем, 2009 году, этот показатель был заметно меньше – 17,7%. Понятно, что ухудшению дел в этой сфере способствовала инфляция, в результате которой многие продукты питания по стоимости стали просто недоступными для сотен тысяч семей. Самый поразительный факт, зафиксированный официальной статистикой, следующий: у 60% населения страны калорийность питания меньше нормы, предусмотренной минимальной потребительской корзиной.

Причем, за период с 2008 года по 2010 год суточная калорийность питания 80% населения страны понизилась, а вот по остальным 20%, наоборот, повысилась. Таким образом, можно констатировать, что поляризация населения углубилась, а масштаб бедности в стране расширился. 

В итоге получается, что подавляющее большинство жителей Армении самым тривиальным образом недоедает. Так что говорить о систематическом потреблении ценных (как в пищевом отношении, так и по стоимости) продуктов питания необеспеченными слоями населения не приходится. Да и как их потреблять ежедневно, или хотя бы еженедельно, когда розничные цены этих продуктов, как говорилось выше, поражают воображение гостей даже из «богатых» стран. Для лучшей наглядности сказанного переведем эти величины из драмов в доллары США и проиллюстрируем графиком.

К приведенным в графике ценам необходимо «небольшое» уточнение. К примеру, цены на мясо (говядину, свинину и баранину) необходимо скорректировать на величину отходов, в виде не употребляемых в пищу частей, а также немалого веса костей. Как правило,  местные мясники столь искусно разделывают тушу, что «максимально минимизируют» ее потери в весе в виде готовых к продаже кусков. С учетом этого, реальная цена мяса, как такового, определенно выше декларируемой.

По тому же принципу, но с нюансами в технологии, действуют хлебозаводы. В марте текущего года средняя цена хлеба высшего сорта (наиболее популярного среди местных жителей), достигла в столице республики 465,5 драмов за килограмм, или же в эквиваленте - $1,19.

Это та величина, которая фиксируется работниками Национальной статистической службы, без проверки истинного веса батонов хлеба. Здесь вина не статистиков, а тех государственных ведомств, в функции которых входит этот контроль. Подобные проверки почему-то не осуществляются, несмотря на тотальный характер нарушений декларируемого хлебозаводами веса хлеба, и понятное недовольство этими фокусами широкой общественности.

Стоимость молока и молокопродуктов так же не низкая, в смысле – для бедняков. В нижеприведенном графике приводятся розничные цены на свежее молоко, сметану и ряд сыров, как отечественного производства («Чанах» и «Лори»), так и импортного («Чедер»), в долларовом эквиваленте.

Помимо «неплохих» цен, здесь вызывает удивление и другое обстоятельство. В среднем 1 килограмм сыра получается из 7 литров молока. Но соотношение цен на свежее молоко и сыры отечественного производства приводит к другому соотношению. Если учесть, что издержки производства по сырам в процентном отношении выше, чем по свежему молоку, то сравнение цен вызывает уже недоумение. Сыры вряд ли продаются по себестоимости, поэтому единственным разумным объяснением может быть вздутая цена свежего молока.

Из многочисленных абсурдных цен отметим баснословную стоимость авиабилетов, невообразимые цены зарубежных путевок, высокие тарифы гостиничных услуг. По мнению специалистов, этот фактор служит серьезным барьером как для наших граждан, горящих желанием отдохнуть за рубежом, так и для иностранцев, намеревающихся посетить нашу страну.

Итак, уровень цен на многие товары и тарифов на услуги в марте, после многомесячной инфляции, достиг «мирового» уровня. Дальнейший резкий рост цен просто невозможен, так что приписать заслугу в этом государственным ведомствам  может лишь безнадежный оптимист.

Альберт Хачатрян

Распечатать
Самое