News
Лента
News
Воскресенье
Июнь 16
Вся лента

Новости Армении – NEWS.am приводит статью обозревателя турецкой газеты «Today’s Zaman» Бериль Дедеоглу:

После окончания холодной войны Россия имела ряд новых приоритетов. Во-первых, российские лидеры пытались предотвратить распад Российской Федерации.

По правде говоря, США помогли российскому лидеру Борису Ельцину в этом вопросе.

Тем не менее, весна между США и Россией длилась недолго, и Россия начала сомневаться в реальных намерениях США. Москва опасалась, что Вашингтон пытается расширить зону влияния США на Балканах, на Кавказе и в Центральной Азии. Эти опасения были в основном оправданы. Когда республиканцы пришли к власти в США, напряженность в отношениях между двумя странами стала ощутимой. Хотя атаки 11 сентября дали возможность сотрудничать вместе против исламского терроризма, Россия быстро заметила, что операция НАТО в Афганистане также означала сдерживание России.

Подозрения России усугубились, когда США оккупировали Ирак. Незадолго до этой войны США попросили Турцию открыть свои порты на Черном море для американских войск. Турция отказалась, но Россия не упустила из виду решимость американцев в том, чтобы вступить в Черное море. Когда США начали говорить о системе противоракетной обороны, Россия – на этот раз под руководством Владимира Путина – была убеждена, что США пытаются противоборствовать России. Тем не менее, все произошло не так, как планировали США, поскольку Афганистан и Пакистан не смогли стабилизироваться и Китай стал проявлять свое противодействие США все более открыто.

На Ближнем Востоке США укрепили свои отношения с Турцией, в то время, как Россия стояла за иранским режимом. На Кавказ тоже оказало непосредственное влияние это соперничество: Россия настаивала на сохранении данной зоны под своим контролем, однако США отвергали эту идею. В результате протоколы между Турцией и Арменией рухнули, разразилась война в Грузии, и Азербайджан был вынужден более тесно сотрудничать с Россией Путина.

Короче говоря, Россия признала, хотя и неохотно, что она потеряла западную часть бывшей советской территории, но она сделала все возможное, чтобы сохранить восток. Россия также попыталась развивать тесные связи с Турцией и Израилем, и, таким образом, эти две страны стали ближневосточными барометрами отношений между США и Россией.

Тем не менее, одна важная деталь была упущена: политика США и России по разделу зон влияния путем двусторонних компромиссов означала держать другие крупные державы, и особенно европейские, вне игры. Чтобы вернуться в игру, эти европейские державы, во-первых, решили держать Турцию подальше от ЕС, дабы показать, что они не позволят США диктовать повестку дня ЕС. В то же время Израиль неоднократно совершал ошибки, делая все сложнее для США рассчитывать на Израиль, а Россия разрабатывала свои связи с Ближним Востоком.

Соперничество между Россией и США можно наблюдать также в бассейне Средиземного моря. Надеясь сохранить Арабскую весну под своим контролем, НАТО вмешалось в Ливию, и эта интервенция в основном совершалась британскими и французскими войсками. Россия прокомментировала: зона от Ливии до Атлантического океана принадлежит им, значит, остальная часть Среднего Востока может быть нашей. В этом контексте Россия рассматривает Египет как буферную зону, и она ясно и решительно выступает против любой интервенции против Сирии. Другими словами, Россия открыто говорит «нет» увеличению американского присутствия на Ближнем Востоке.

США предложили России, чтобы Центральная Азия оставалась «российской», а Ближний Восток был «американским». Путин отверг это предложение. Взамен было предложено следующее: Центральная Азия должна оставаться под влиянием России, и Путин может поддержать США в растущей конкуренции с Китаем, но он также хочет иметь несколько оплотов на Среднем Востоке.

Распечатать
Самое