News
Лента
News
Вторник
Ноябрь 20
Вся лента

Ереванский пресс-клуб представил промежуточный отчет по мониторингу освещения вещательными СМИ Армении выборов в Национальное Собрание, в рамках проекта «Содействие двум избирательным циклам в Армении», осуществляемого Офисом ОБСЕ в Ереване при финансовой поддержке Европейского Союза. В отчете обобщены данные за вторую декаду предвыборной кампании с 18 по 27 апреля.

Мониторингом охвачены 7 общенациональных телеканалов - Первый канал Общественного телевидения Армении («h1»), «Шогакат» (также входящий в структуру Общественной телерадиокомпании), «Армения», «Еркир-медиа», «Кентрон», Второй Армянский телеканал («h2»), «Шант», 1 столичный телеканал - «Армньюс» (являющийся единственным в Армении вещателем, лицензия которого предполагает информационную направленность), а также Общественное радио Армении.
На перечисленных теле- и радиоканалах исследовались все передачи, выходившие в эфир с 18.00 до 01.00, за исключением политической (предвыборные агитационные материалы), коммерческой и социальной рекламы.

В качестве объекта мониторинга были определены материалы, в которых содержались обращения к 9 политическим партиям и блоку, зарегистрированным ЦИК РА для участия в парламентских выборах по пропорциональной системе. Фиксировались выделенное этим партиям/блоку эфирное время, частота и коннотационность обращений к ним со стороны исследуемых СМИ.

В целом, во второй декаде предвыборной агитации исследованные вещательные СМИ обеспечили политическим силам равные условия для ознакомления электората с их программами и взглядами. В этом смысле армянские вещатели демонстрируют бесспорный прогресс, по сравнению с предыдущими общенациональными выборами. Вместе с тем количественные данные мониторинга свидетельствуют о том, что отдельные каналы не уделяют должного внимания соблюдению принципа сбалансированного освещения избирательной кампании. Одним из обстоятельств, препятствующих выполнению вещателями их важнейшей функции - содействию информированному, сознательному выбору граждан, остается электоральное поведение политиков. Последние, как и прежде, не всегда своевременно информируют СМИ о своих предвыборных мероприятиях, порой избегают участия в политических дебатах, других дискуссионных передачах. Сохраняется определенная путаница между мероприятиями, являющимися непосредственной частью избирательной кампании, и теми, где лидеры политических сил выступают не в качестве таковых, а в официальном статусе -высокопоставленных должностных лиц государства.

Наибольший интерес к политическим силам, участвующим в выборах во второй декаде предвыборной агитации, как и в первые десять дней агитационной кампании, проявил «Армньюс». Причем у этого телеканала эфирное время, отведенное партиям/блоку, как и на Общественном радио, распределилось наиболее сбалансировано. Кроме того, на «Армньюс» самой низкой оказалась доля коннотационно окрашенных обращений - 0.8% от общего числа обращений канала. Ближе других к «Армньюс» по вниманию к политическим силам, как и в предыдущей декаде, расположились «Кентрон» и «Еркир-медиа». У «Кентрон» несколько большим, чем у «Еркир-медиа», оказался объем «предвыборного эфира», а у «Еркир-медиа» - частота обращений к партиям/блоку.  Однако в плане сбалансированности картина на этих двух телеканалах иная, нежели на «Армньюс». На «Кентрон» партия «Процветающая Армения» удостоилась более трети от общего времени, отведенного в его эфире всем девяти политическим силам-участницам выборов. У «Еркир-медиа» отрыв лидера по эфирному времени, Армянской революционной федерации «Дашнакцутюн», от других партий/блока не столь велик.

У этих же вещателей зафиксирована самая высокая доля коннотационно окрашенных обращений: 7.5% - у «Еркир-медиа» и 7.3% - у «Кентрон». Причем на «Кентрон» из 24 позитивных обращений 23 пришлись на долю «Процветающей Армении». На «Еркир-медиа» все 25 позитивных обращений распределились между двумя партиями – «Дашнакцутюн» (12 и ни одного негативного) и «Процветающей Арменией» (13 при двух негативных). В то же время баланс позитивных и негативных обращений к Республиканской партии Армении (РПА) на «Кентрон» составил 0 и 9, а на «Еркир-медиа» - 0 и 6. 

Кстати, впервые за все периоды мониторинга освещения вещательными СМИ Армении парламентских выборов 2012 РПА по совокупному числу коннотационно окрашенных обращений всех исследованных каналов имеет отрицательный баланс -14 позитивных против 30 негативных обращений. И в целом доля коннотационно окрашенных обращений во второй декаде предвыборной агитации (4.1% от совокупного числа обращений всех исследованных каналов) выросла не только по сравнению с первой декадой (3.1%), но и по сравнению с мартом 2012 (3.8%). Это обусловлено как активизацией взаимных оценочных высказываний между политическими силами, так и различными подходами вещателей к освещению предвыборных мероприятий. В случае с одними партиями журналисты берут блиц-интервью у участников этих мероприятий, что придает позитивный характер всему репортажу, с другими - подобные опросы не практикуются. В одних случаях репортажам присущи приподнятое настроение и восторженная риторика (причем, нередко со стороны авторов материала), в других - сохраняется нейтральный тон, в третьих - можно уловить иронические нотки. И хотя далеко не всегда это дает основание фиксировать коннотационно окрашенные обращения, отсутствие у вещателей единого подхода к освещению предвыборных мероприятий всех политических сил приводит к определенному дисбалансу.

Во второй декаде предвыборной агитации, как и в предыдущей декаде, зафиксировано достаточно интенсивное освещение событий, не связанных с избирательной кампанией, в которых фигурировали первый и третий номер избирательного списка РПА - президент РА Серж Саргсян и премьер-министр РА Тигран Саргсян. Освещение их непартийной деятельности по-прежнему увеличивает эфирное время РПА на разных каналах в среднем на 20-30%. Таким образом, в среднем непартийной деятельности этих двух представителей высшего руководства Армении ежедневно посвящается 2-3 минуты вечернего эфира каждого канала. Этот объем можно было бы считать приемлемым, если бы речь шла о неотложных публичных мероприятиях. Однако в большинстве случаев они вполне могли бы быть запланированы вне периода избирательной кампании либо освещаться в меньшем объеме. Тем более, что существует неписаное правило: для обеспечения максимально равных условий ведения предвыборной агитации участвующие в ней руководители государства должны сокращать, а не учащать свое появление на публике, не связанное с избирательной кампанией. Чрезмерное внимание к упомянутым выше событиям привело к тому, что освещение не связанных непосредственно с выборами мероприятий с участием президента и премьер-министра РА составило 52% от всего эфирного времени, отведенного РПА на Общественном радио, и 42.6% - на телеканале «Шант». Причем и в первой декаде предвыборной агитации Общественное радио проявило примерно такое же внимание к непартийной деятельности лидеров республиканцев (49.2%). За счет соответствующих репортажей республиканцы на всех исследованных каналах заметно оторвались по частоте обращений от других партий. В плане объема освещения непартийной деятельности лидеров политических сил похожая ситуация сложилась и на «Кентрон» с первым номером избирательного списка «Процветающей Армении» и президентом Национального Олимпийского комитета Армении Гагиком Царукяном. Его деятельности в качестве главы НОК в исследованном вечернем эфире «Кентрон» было уделено больше внимания, чем в целом некоторым партиям на отдельных каналах.  Первый канал ОТА, «Армения», Второй Армянский телеканал не выделились во второй декаде предвыборной агитации чем-то особенным, требующим отдельного комментария. Еще один из 9 исследованных вещателей «Шогакат», как и на предыдущих этапах мониторинга, оставался верен своему профилю - телеканала духовно-культурной направленности. В его передачах, включенных в мониторинг, зафиксировано всего 12 обращений к политическим партиям/блоку. Соответственно, анализ и сравнения, приводимые в данном отчете, не затрагивают этого вещателя.

Более обстоятельный анализ количественных данных мониторинга будет представлен в заключительном отчете после 6 мая 2012 г.

!
Этот текст доступен на   Հայերեն
Распечатать
Partner news