News
Лента
News
Четверг
Июнь 20
Вся лента

В достопамятные советские времена покупателей в магазинах обманывали нехитрыми методами – просто обсчитывали и обвешивали (развесной товар, конечно, а не покупателя!). Помимо этого, имелись однородные товары, внешне похожие, как близнецы, но с различными ценами. Естественно, оба вида продавались по высшей цене.

Продажу дефицита из-под прилавка как «обман» не классифицируем, так как сделка осуществлялась полюбовно, на взаимовыгодной основе.

С переходом на рыночные отношения и развитием частного предпринимательства методы надувательства потребителей заметно расширились, и даже приобрели изощренный характер. Справедливости ради отметим, что в продовольственных магазинах,  особенно в супермаркетах, такое позорное явление, как обсчет, заметно сократилось. Нередко, на гордое «сдачи не надо!», покупатель слышит в ответ «а мне вашей сдачи тоже не нужно!».

Что касается обвеса, то он, на первый взгляд, тоже вроде бы отошел в прошлое, с внедрением в торговлю электронных весов. Во всяком случае, большинство покупателей не могут дома точно проверить вес купленного товара. Для этого нужно иметь такие же точные весы, какие имеются в магазинах, а не пружинные, с ошибкой в десятки граммов на килограмм. Наш покупатель доверяет современной электронике, и высвечивающим на дисплее весов цифрам верит.

Но, в беседах со специалистами, нередко приходилось слышать, что компьютерные программы, начинка этих весов, «корректируются» программистами. После чего весы показывают на дисплее на несколько граммов, или десятков граммов, больше, чем весит товар. При больших оборотах торговли такая «корректировка» точности весов может давать неплохой дополнительный «доход».

Вес штучных товаров, к коим можно причислить заранее взвешенные и расфасованные продукты, также может отличаться от номинального. Наиболее распространенный метод - в тотальном порядке фокусы с весом вытворяются по хлебу.

Предположим, что вес хлеба отличается на 10% от номинального (со знаком «минус», естественно). Думается, что это скромный для нашей суровой действительности недовес, и здесь нет преувеличений. В таком случае относительная «экономия» для производителей составит около 12-13 млрд. драмов в год! Для большей наглядности сумму навара приведем в зелененьких - свыше $30 млн. (!!!) в эквиваленте.

Что касается аккуратно расфасованных в целлофан, пенопластовые лоточки и пластиковые контейнеры продуктов питания, то в самом лучшем случае, когда общая масса соответствует приведенной на ценнике величине, последняя может включать также от 3 до 15 граммов упаковки. Опять же при массовой такой практике, скажем, в супермаркетах, эти граммы превратятся в килограммы. Кстати, от советского времени сохранился старый трюк с повышением влажности развесного сахарного песка.

По колбасным изделиям, реализуемым штучно, скрытое повышение цены осуществляется уменьшением их массы. Вроде бы та же палочка колбасы, за полторы-две тысячи драмов, а на самом деле она незаметно полегчала на несколько десятков граммов.

Обман по таким напиткам, как водка, довольно примитивен. Зелье местного производства разливается в бутылки известных фирм, и продается по цене последних. По мнению специалистов, это явление носит массовый характер.

Наивный покупатель, видя на прилавке магазина или супермаркета бутылку водки с названием известной иностранной фирмы, не подозревает, что в ней содержится та же огненная вода, что в бутылке с родными наименованиями. Но наивных граждан у нас маловато, и всем известен этот трюк. Не случайно в магазинах можно услышать следующий диалог посетителя с продавцом: эта водка в самом деле «русская» (вариант: украинская, и так далее), или «фальшивая»?

Предположительно, тем же манером изготовляются «фирменные» сигареты, которые, понятное дело, продаются по фирменной же цене. Курево в принципе почти то же самое, что в местных сигаретах, зато пачка «престижная»…

Другой метод жульничества заключается в разбавке основного продукты дешевыми «компонентами». Скажем, при розливе в бутылки в масло растительное добавляется комбижир, в масло сливочное - другие жиры, менее ценные.

Популярный среди жителей Армении кофе молотый, как известно, «дополняется» измельченным ячменем, или же другими зерновыми или бобовыми. Эти «добавки» в принципе безвредные, однако покупатель за них платит по цене натурального молотого кофе.

Что касается одежды и обуви, которая изготовляется здесь же, но предлагается покупателям под известными западными брендами, то здесь последствия разные. Часть этих изделий продается на так называемых ярмарках, по сравнительно низкой цене. То есть особого материального ущерба покупателям этих изделий не наносится. Однако другая часть, как предполагается, красуется в «фирменных» магазинах, причем по довольно высокой цене.   

С моральной точки зрения эти явления можно расценить как безобразные. Однако нас интересует экономические последствия надувательства потребителей. Все не так невинно, как может показаться. Если рассмотреть платежеспособный спрос населения в целом, то из-за подобных нарушений ее реальный объем намного сокращается. В результате меньше покупается товаров и услуг, что влияет на экономику страны в целом, а заодно ухудшается качество жизни населения.

Материальный ущерб потребителям от вышеперечисленных, и им подобных явлений можно оценить, базируясь на показателе по хлебу, примерно в $100 млн. в эквиваленте. Показатель для небогатой Армении, конечно, слишком высокий.

Понятно, что бороться с этими явлениями далеко не легкое дело, учитывая их масштабность и разнообразие методов применения. Однако и смотреть сквозь пальцы на явные и постоянные нарушения закона выглядит довольно странно.

Альберт Хачатрян

Распечатать
Самое