News
Лента
News
Вторник
Март 19
Вся лента

Собор  Парижской  Богоматери еще  и теперь являет  собой  благородное и величественное  здание. Но каким бы прекрасным собор, дряхлея, ни оставался, нельзя  не скорбеть  и не  возмущаться при виде  бесчисленных разрушений  и повреждений, которые и годы и люди нанесли почтенному памятнику старины, без малейшего уважения к имени  Карла Великого, заложившего первый его камень, и к имени Филиппа-Августа, положившего последний.

Виктор Гюго «Собор Парижской Богоматери»

В сердце Парижа, на острове Ситэ, высится воспетое Виктором Гюго здание Собора Парижской Богоматери, Notre Dame de Paris. Собор притягивает многочисленных туристов, поэтов и художников. И неважно, верующий или атеист, никто не может оставаться равнодушным к величию средневекового храма.

В античные времена на месте собора Парижской Богоматери находился галло – римский храм, посвящённый богу Юпитеру. Строительство собора началось в 1163 году по решению епископа Мориса де Сюлли и завершилось лишь в 1345 году. Более 180 лет потребовалось, чтобы создать уникальный и удивительный храм. Здесь венчались Франциск II и Мария Стюарт, Генрих Наваррский и Маргарита де Валуа, здесь был коронован Наполеон, здесь же заседал первый парламент Франции. В храме также находили приют нищие и обездоленные. В период правления короля Людовика XIV собор потерял свою значимость, гробницы в стенах храма были разграблены, статуи иудейских царей на фасаде обезглавлены, чудесные витражи уничтожены. Дальше – хуже: в планах Робеспьера оказалось полное разрушение собора, и парижанам пришлось выплачивать «откупные», чтобы спасти храм. Все же храм уцелел и использовался как склад. Приход к власти Наполеона вернул собор к жизни, его облезлые стены задрапировали и помпезно украсили для величественной церемонии коронации императора. А в 1844 году под руководством Эжена Виолле-ле-Дюка были начаты восстановительные работы, завершившиеся в 1864.

Собор легко узнать по двум башням, ажурной розетке в самом центре здания, трем стрельчатым порталам. Легенда гласит, что кузнец Бискорне, которому поручили выковать двери собора, никак не мог справиться с задачей, и в конце концов продал душу дьяволу. Добраться до собора можно на метро, автобусе, либо пешком, любуясь по дороге восхитительной архитектурой города и пейзажами набережной Сены.

Открывается собор в восемь часов с утренней мессы. В этот час посетителей гораздо меньше, чем днем, и можно спокойно осмотреть храм. Минус в том, что башни открываются только в 10 часов. К этому времени к собору уже стягиваются толпы  туристов. Автору этих строк пришлось трижды посетить собор, чтобы подняться на башни.

Некоторым диссонансом ажурному фасаду и боковым пристройкам храма выступают страшноватые позеленевшие от времени горгульи на стенах. Предполагается, что функция горгулий практическая – замаскировать желоба водостоков, отводящих лишнюю влагу от стен храма. С обратной стороны собор выглядит совсем иначе, чем с фасада. А в целом в профиль собор напоминает плывущий по Сене корабль. Кстати, знаменитые витражи собора снаружи выглядят как грязные окна, да еще прикрыты металлической сеткой.

Вход в собор бесплатный, а вот посещение башен платное и стоит 10 евро. Исключение для детей, студентов и журналистов. Также платное посещение сокровищницы собора.

В целях безопасности сотрудник службы охраны на входе может осмотреть вашу сумку, на всякий случай. Таблички на нескольких языках призывают посетителей соблюдать тишину, чтобы не мешать молящимся, а когда становится слишком шумно, строгий мужской голос громко говорит «Тишина!». Желающие могут поставить свечку: свечи лежат на столах, указана цена, рядом висят ящички, куда надо бросить монету. Все основано на доверии.

Словами трудно описать мрачную красоту собора. Уходящие ввысь серые стены, уникальные розы витражей, частично уцелевшие, частично восстановленные, колонны, галереи. Беспредельное восхищение созданной средневековыми людьми красотой.

Орган в храме неоднократно совершенствовался, а позже был вовсе заменен. Сейчас управление органом компьютеризировано. В числе минусов, нарушающих таинство храма, уголок для туристов, где можно купить сувенир или украшение.

Подъем на башни тема отдельная. Чтобы попасть на башни, необходимо зарегистрироваться на аппарате, который стоит у входа в башню (с левой стороны здания), взять билет с указанием времени посещения. Если вы не пришли заблаговременно к открытию, скорее всего, придется подождать. Наверх пускают группами, так как лестница узкая, а в одном месте подъем и спуск происходит по одной лестнице, где двоим не разойтись.

Узкая, а потом еще более узкая винтовая лестница ведут наверх. К концу подъема от непрерывного поворота слегка начинает кружиться голова. Ступени посередине стерты от бесконечного потока ног.

На галереях башен разместились химеры, каждая занята своим делом. Одна удивленно смотрит в сторону Парижа, другая увлеченно закусывает, третья думает о чем-то своем… Готические храмы вообще было принято украшать этими страшными и странными творениями религиозной фантазии, но мировую славу снискали именно химеры Notre Dame de Paris. В отличие от горгулий, химеры не внушают неприятных ощущений, а скорее восхищение работой скульпторов, ожививших камень. Цель подобных украшений заключалась в защите от нечистой силы, исполняя роль эдакой «крыши». Кстати, о крыше. Крыша собора выполнена из свинцовых пластин и весит более 200 тонн.

У колоколов в храме собственные имена: Анжелик Франсуаза, Антуанетта Шарлота, Гиацинт Жанна, Дэнис David. Если пропустить ватагу непрестанно фотографирующих туристов и остаться на минуту наедине с храмом, можно легко представить крадущегося по ступеням звонаря Квазимодо.

С галерей открывается чудесный вид на Париж. Шпиль собора, набережные Сены, вдали в чуть пасмурном февральском небе контур Эйфелевой башни, башня Монпарнас.

!
Этот текст доступен на   Հայերեն
Распечатать
Самое