News
Лента
News
Суббота
Май 04
Вся лента


Адвокаты второго президента Армении Роберта Кочаряна представили ходатайство о прекращении уголовного преследования. Ходатайство представили адвокаты Ованес Худоян и Арам Орбелян.

Ованес Худоян напомнил, что ранее уже были представлены ходатайства похожего содержания. Нынешнее - более дополненный вариант.

Предваряя выступление, адвокат поблагодарил судью за применение санкций, дабы у общества не создалось превратное впечатление, будто идет объективный процесс.

По словам адвоката, обвинение в отношении Роберта Кочаряна противоречит ранее принятым юридическим актам. Речь идет о «деле семерых». Адвокат напомним, что уголовное преследование семерых участников событий 1 марта 2008 г по статье 300.1 было прекращено. События 1 марта и последующего периода, описанные в уголовном деле, адвокат перечислил довольно подробно – массовые беспорядки, вооруженное сопротивление полиции, использование участниками беспорядков холодного оружия и «коктейлей Молотова». «Это судебный акт, находящийся в законной силе», - напомнил адвокат, добавив, что представленное на этом суде противоречит описанному. В случае появления новый обстоятельств, дела должны быть пересмотрены, а представленное здесь обвинение противоречит практике. «То есть речь о том, что подтверждены некоторые факты. Например, что среди участников акций были вооруженные люди, и это противоречит утверждению о разгоне «мирных акций». Если по прошествии 10 лет «установлено», что факты были неверные, прокуратура должна была пойти  путем пересмотра тех дел», - напомнил адвокат.

Говоря о презумпции невиновности, адвокат отметил периодическое нарушение данной нормы в отношении подзащитных, применялись необоснованные решения об аресте имущества.

Одновременно защите не предоставляют все материалы дела, а только материалы, «подтверждающие вину», по характеристике самого следователя. «Следствие в условиях нарушения презумпции невиновности ставит под сомнение объективность следствия», - подчеркнул адвокат. Среди фактов нарушения презумпции невиновности адвокат отметил и заявления главы ССС Сасуна Хачатряна.

Продолжив выступление коллеги, адвокат Арам Орбелян обратил внимание, что Хачатрян продолжает пребывать на должности, делать заявления и не отстранен от дела. Он привел пример из литовского опыта, когда ЕСПЧ из-за аналогичных заявлений чиновников зафиксировал нарушение презумпции невиновности. В данном случае нарушение презумпции невиновности достаточное основание для прекращения дела, отметил Орбелян.

По словам Ованеса Худояна, следствие при таком подходе идет от конца к началу – пытаясь доказать свою позицию о виновности, выискивая доказательства вины, а не стараясь раскрыть все обстоятельства.  Например, в случае противоречивых показаний не проводить очные ставки, а выделить только показания обвинительного характера.

Адвокат поинтересовался выборочным отношением следствия к источникам, в том числе Викиликс, и указал грубое нарушение прав подзащитных. «При всем при этом мы должны с серьезными лицами здесь делать вид, что участвуем в правовом процессе», - заметил адвокат, добавив, что препоны продолжаются, стороны не выступают с равных позиций, а процесс идет с обвинительным уклоном.

По мнению Худояна, то ли в спешке, то ли специально, для обвинения избрана статья УК, имеющая наибольшее количество проблем с правом. Азы права – лицо не может подвергаться уголовному преследованию за деяние, которое на момент его совершения не считалось преступлением, и обратной силы закон не имеет. Статья 300.1 вошла в силу примерно через год после инкриминируемого деяния, констатировал адвокат. При этом нет ни малейшей ссылки на статьи действовавшего в 2008 г УК, как это должно было бы быть. «Следствие руководствовалось иной логикой – взяло действующий УК и там поискало подходящие статьи», - заметил адвокат.

Арам Орбелян отметил, что упоминания статьи 300 появляется лишь в обвинительном заключении, что говорит о серьезном нарушении в плане предъявления обвинения. Поскольку обвинение не было предъявлено в должном порядке, то и дело рассматривать нельзя. И это касается не только Роберта Кочаряна, но и других обвиняемых.

Ованес Худоян подчеркнул, что попытки сравнивать статьи 300 и 300.1 несостоятельны,  статья 300.1 предполагает иной состав преступления.

Арам Орбелян подробно остановился на статьях 300 бывшего и действующего УК и статье 300.1 нового УК. Согласно прежней формулировке, предмет посягательства принцип формирования власти. В новом УК одно из положений – свержение конституционного строя – выделено в отдельный состав преступления. «Но если что-то свергнуть, оно остается, пусть и в ином качестве, это не ликвидация», - уточнил Орбелян. По его словам, понятие конституционный строй тоже оставляет место вопросам, несмотря на то, что КС в свое время дал разъяснение.

Учитывая, что заседание идет уже третий час, судья объявила получасовой перерыв.

После перерыва выяснилось, что часть представителей потерпевшей стороны покинула зал заседаний. Поскольку у оставшихся в зале возражений не было, заседание продолжилось.

Адвокат Орбелян продолжил перечислять различия в статьях 300 прежнего УК и 300.1 действующего УК. «Это как убийство и воровство – субъект тот же, а действия разные», - сравнил адвокат. Учитывая, что по положению на 1 марта 2008 г инкриминируемое экс-президенту деяние преступлением не считалось, применение статьи 300.1 в отношении Роберта Кочаряна ни что иное, как грубое нарушение его прав, подчеркнул адвокат.

Продолжая тему коллеги, Ованес Худоян отметил, что именно изменением содержания статьи и невозможностью обратной силы закона мотивировался отказ прокуратуры от уголовного преследования по «делу семерых». Примечательно, добавил адвокат, что так считали не только прокуроры, но и подсудимые представили ходатайства аналогичного содержания. Применение данной статьи по этому делу является нарушением не только отечественного законодательства, но и норм ЕСПЧ, отметил адвокат. Худоян сообщил, что и авторы изменений УК, и Венецианская комиссия, и прокуратура, а впоследствии и суд, нашли, что статья 300.1 характеризует новый состав преступления, и не является скорректированным вариантом статьи 300 прежнего УК.  «Сейчас прокуратура считает, что в свое время прокуратура и суд допустили ошибку. Эта логика наводит на мысль о том, что неправильно трактовавшие закон должны понести наказание. Этого не происходит. Следовательно, утверждения прокуратуры об идентичности статей нечестные», - резюмировал Худоян.

По его словам, речь в данном случае не может идти о развитии юриспруденции, но о политическом преследовании в отношении Роберта Кочаряна и других, арест и уголовное преследования незаконные. «Истинная причина в нейтрализации его как политического оппонента и наказании на основаниях, не предусмотренных законом», - заявил адвокат, добавив, что в данном случае можно говорить о злоупотреблении властью. По этой части также имеются нарушения Конвенции по правам человека, отметил Худоян. Адвокат отметил ключевую роль руководителя исполнительной власти, премьер-министра и двух глав важных ведомств  – теперь уже бывшего директора  СНБ и главы ССС, которые направляют и оказывают давление на суды, чтобы те арестовали и продлевали арест Роберта Кочаряна даже при условии отсутствия реальной угрозы препятствования им следствию или уклонения от следствия. В этом контексте адвокат напомнил известные записи телефонных разговоров глав СНБ и ССС.

Адвокат напомнил, что именно после решения судьи Давида Григоряна об освобождении Роберта Кочаряна под личное поручительство последовал призыв блокировать суды. По его словам, в деле беспрецедентное количество нарушений. Каждого из них достаточно для прекращения дела.

Арам Орбелян призвал судью абстрагироваться от конкретных персонажей и по примеру Фемиды судить с закрытыми глазами. По словам адвоката, применять по этому делу статью 300 прежнего УК было бы невозможно за отсутствием определенности. Соответственно, говорить о ее «улучшении» не приходится, поскольку статья 300.1 предполагает новый состав преступления. «Исправлять ошибки прошлого не получится, потому призываю Вас остановить нарушения с этого момента», - призвал адвокат.

Обращаясь к важной теме неприкосновенности экс-президента, адвокат обратил внимание, что на фигуре экс-президента зиждется все обвинение, от этого же зависит обвинение остальным участникам процесса.  Он напомнил о решении КС, согласно которому  констатировано, что в отношении Кочаряна допущено нарушение и имеется законодательный пробел. Напомним, что ранее КС рассмотрел заявление по вопросу соответствия  Конституции части 2 статьи 135 (основание для применения меры пресечения) и статьи 35 (обстоятельство, исключающие производство уголовного дела или уголовное преследование) Уголовно-процессуального кодекса РА. Часть 2 статьи 135 признана конституционной, а статья 35 УПК не соответствующей Конституции. Это значит, что арест Кочаряна неправомерный, считают адвокаты.

Решение КС не преодолело проблему неприкосновенности, отметил адвокат, добавив, что КС дал формулу, а суды уже трактуют. Именно так и поступил Апелляционный суд, отклонив жалобу адвокатов касательно отклонения судом первой инстанции ходатайства об освобождении Кочаряна.

Во время выступления адвокатов представители потерпевшей стороны периодически пытались делать заявления, попытки пресекались судьей. В какой-то момент страсти разгорелись, но быстро были потушены категоричными действиями судьи.

Продолжив выступление, Орбелян  простыми словами пояснил сложное решение КС: суть решения сводится к тому, что если человек виновен, неприкосновенность на него не распространяется, просто надо доказать вину. «Право Роберта Кочаряна на неприкосновенность нарушена и продолжает нарушаться, как и презумпция невиновности», - подчеркнул Арам Орбелян.

Выслушав адвокатов, судья сделала несколько уточнений, как то – связано ли ходатайство и с иными лицами, распространяется ли оно на весь объем обвинений.

Учитывая, что рабочий день близится к завершению, судья решила выслушать мнение сторон на следующем заседании. Следующее заседание состоится в 13 часов 11 февраля.

!
Этот текст доступен на   Հայերեն and English
Распечатать
Читать также:
Все
Самое