News
Лента
News
Пятница
Апрель 26
Вся лента

Недавнее террористическое нападение на посольство Азербайджана в Тегеране, в результате которого были убиты сотрудники посольства, приблизило две страны к войне. Такое событие нанесет ущерб Международному транспортному коридору Север-Юг и закроет пути по Каспийскому морю от азербайджанского порта Баку до иранских каспийских портов, которые обеспечивают доступ товаров из Европы к Персидскому заливу и Южной Азии. Это ограничит торговлю ЕС с Азией только Суэцким каналом и, возможно, ограничит доступ к Среднему коридору через Казахстан. Об этом пишет Крис Девоншир-Эллис в статье.

Приводим текст статьи:

Напряженность между двумя странами накапливается, имея множество составляющих. Одна из них связана с проживающим на северо-западе Ирана азербайджанским меньшинством, насчитывающим около 25-35 миллионов этнических азербайджанцев в стране. Президент Азербайджана Ильхам Алиев в декабре 2022 года заявил, что иранские азербайджанцы являются «частью нашей нации».

Еще один важный вопрос - внешнеполитические связи Азербайджана. Баку тесно сотрудничает с главным врагом Ирана - Израилем. Всего за 10 месяцев 2022 года товарооборот между Азербайджаном и Израилем составил 1,2 миллиарда долларов США, частично благодаря «Соглашениям Авраама». Баку поставляет Израилю нефть и нефтепродукты, а также покупает высокотехнологичное оружие - электронику двойного назначения, ударные и разведывательные беспилотники, навигационные и оптические системы, высокоточные боеприпасы. Совсем недавно эти отношения были формализованы, открылись офисы взаимного торгового представительства. Правительство Азербайджана также объявило об открытии посольства в Тель-Авиве.

В Иране к деятельности Израиля относятся враждебно. Азербайджан граничит с Ираном по суше и Каспийскому морю, которое Иран рассматривает как потенциальный коридор для израильских сил, который можно использовать в качестве плацдарма для нападения на Иран. Теоретически, Израиль может использовать территорию Азербайджана в качестве базы для диверсионных групп. Ослабление Ирана потенциально позволит Азербайджану претендовать на две иранские провинции - Западный и Восточный Азарбайджан и, возможно, Ардебиль.

Еще одним спорным вопросом является проект Зангезурского коридора. Азербайджан хочет проложить прямую дорогу к Нахичеванскому эксклаву и продлить ее дальше в Турцию. Маршрут пройдет через Сюникскую область Армении. Реализация этого проекта может отрезать Иран от Армении и, следовательно, помешать торговле Тегерана со странами ЕАЭС.

Кроме того, строительство коридора приведет к дальнейшему усилению в регионе Турции. Иран имеет выгодное соглашение о свободной торговле с ЕАЭС, и этот проект потенциально может помешать растущим объемам торговли.

Беспокойство Ирана усилилось после того, как в сентябре 2022 года на границе между Азербайджаном и Арменией (за пределами Карабаха) произошли крупномасштабные столкновения. Баку показал, что готов решить этот вопрос силой. Тегеран в то время заявил, что не потерпит изменения границы. Открытие иранского консульства в административном центре Сюникской области, городе Капане, стало видимым свидетельством поддержки Армении. В ответ МИД Армении пообещал открыть свое консульство в городе Тебриз, который считается столицей иранских азербайджанцев.

В октябре-ноябре прошлого года Баку и Тегеран провели армейские учения в приграничных районах и обменялись резкими заявлениями. Иранский депутат Мохаммад Сафаи объяснил, что эти действия были посланием всем недоброжелателям. По его словам, любые действия против Исламской Республики «дорого обойдутся врагам». Президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что Баку был вынужден начать учения, «чтобы показать, что мы не боимся». «Мы сделаем все возможное, чтобы защитить наш образ жизни, светский вектор развития Азербайджана и азербайджанцев, в том числе азербайджанцев, проживающих в Иране», - заявил он.

Что же произойдет дальше?

Различные региональные эксперты по-разному оценивают перспективы ирано-азербайджанских отношений. В интервью газете «Известия»  Владимир Новиков, заведующий отделом Кавказа Института стран СНГ, заявил, что Баку становится все более активным. «Сейчас Азербайджан действует активно, даже агрессивно. Страна пользуется поддержкой Турции и все активнее отстаивает свои права и претензии», - заявил он.

По его словам, Тегеран также беспокоится о судьбе собственных азербайджанцев: чем сильнее Азербайджан, чем теснее его связи с Турцией, тем выше угроза сепаратизма внутри Ирана.

Новиков считает, что отношения между двумя странами будут продолжать ухудшаться: «Возможно, все контакты между Баку и Тегераном будут прерваны. Я не исключаю военной эскалации. Как вариант - столкновение на ирано-азербайджанской границе в Нахичеванском районе».

Владимир Сажин, научный сотрудник Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока говорит, что Иран ослаблен мощной волной протестов. «Вероятно, Баку и Анкара считают, что Тегеран не в состоянии диктовать свою волю на Южном Кавказе. Я не думаю, что дело дойдет до прямого военного столкновения. Но идеологические и пропагандистские войны будут принимать все более острые формы».

Александр Скаков, заместитель директора Института востоковедения, заявил, что перспективы двусторонних отношений зависят от общей ситуации в регионе и в мире. «Мы видим, что над Ираном сгущаются тучи. Есть свидетельства того, что протесты в стране были спровоцированы извне; в конце января в Иране были нанесены удары беспилотниками. Тегеран подозревает, что к этому причастен Израиль с территории Азербайджана. Нельзя исключать дальнейшего обострения ситуации. Если это произойдет, то Азербайджан может присоединиться к широкой международной антииранской коалиции. Я не прогнозирую столкновения Баку и Тегерана один на один. Но обе страны обладают сильным инстинктом самосохранения».

Соединенные Штаты будут заинтересованы в том, чтобы Иран проиграл конфликт с Азербайджаном, и будут поддерживать смену режима. Если в результате Иран потеряет территорию, вряд ли Соединенные Штаты будут сильно переживать. В краткосрочной перспективе произойдет значительное нарушение европейской торговли на Востоке, что приведет к росту цен на всех рынках. В долгосрочной перспективе, если смена режима в Тегеране произойдет, то коридор окажется под большим влиянием Запада - оптимальный результат для ЕС и США. Как это повлияет на российскую торговлю, будет зависеть от состава будущего иранского правительства, его позиции в отношении санкций и желания развивать отношения с Россией.

!
Этот текст доступен на   Հայերեն
Распечатать
Самое