News
Лента
News
Вторник
Апрель 23
Вся лента

Новости Армении - NEWS.am продолжает проект «Перемены, гендер и мода: женский взгляд». Автор идеи Ани Афян поговорила с молодыми женщинами, живущими в Армении, и спросила их о Бархатной революции и домашнем насилии, о массовых тревогах и личных страхах, о стиле и лишнем весе - одним словом, обо всем и о своем. Здесь и сейчас. Откровенно. Лицом к лицу.

Венера Аветисян - литературовед. Любит свой маленький город Алаверди, Эмира Кустурицу и джинсы-клеш. Верит, что все пути ведут домой.​

О профессии и о себе

Я литературовед, лаборант неповторимой кафедры русской и мировой литературы и культуры Российско-Армянского Университета (РАУ). В этом году заканчиваю аспирантуру. Еще с магистратуры несколько лет сотрудничала с нидерландской компанией, которая отправляла своих миссионеров в развивающиеся страны с целью помочь развитию малого бизнеса в приграничных районах. Это был бесценный опыт, я открыла для себя Армению с удивительными персонажами, о которых когда-нибудь обязательно напишу. Но сейчас занимаюсь кандидатской диссертацией по творчеству Гоар Маркосян-Каспер, автора книги «Пенелопа». С появлением в моей жизни литературного клуба РАУ пишу короткую прозу. Не знаю, чем хочу заниматься по жизни, но на всякий случай мечтаю когда-нибудь издавать независимый литературный журнал и отреставрировать старый музей под языческой статуей в деревне «Ваагни». Ну и играть в классики.

Критикую себя только по делу, но жестко.

Я где-то между оптимизмом и реализмом, ситуативно.

По поводу моего возраста у Бориса Гребенщикова есть специальная песня:

«Мне 25, и я до сих пор не знаю, чего хочу. 
И мне кажется, нет никаких оснований 
Гордиться своей судьбой, 
Но если б я мог выбирать себя, 
Я снова бы стал собой».

Никогда не задумываюсь, какое впечатление произвожу на окружающих. А стоило бы. Наверное.

О политике, переменах и патриотизме

Не следить за политическими процессами сегодня не получается – мне нужно побольше слоновой кости для своей башни. Последний раз публично выразила мнение касательно строительства гидроэлектростанции у истоков реки Дебед. В этой реке я научилась если не плавать, то хотя бы держаться наплаву, поэтому не могу смириться с возможным строительством, ведущим к уничтожению реки и ее окрестности.

Один раз по инициативе прекрасной преподавательницы зарубежной литературы ходила на митинг по спасению животных. Пообщалась с собаками. Вселенских истин у меня нет, чтобы размахивать ими в толпе, так что это был единственный случай.

В моем окружении есть люди, которые с первого до последнего дня ходили на митинги, немало и тех, кто не пошел ни разу. И я не пошла. Если надо будет, еще раз не пойду. Митинг – не мой способ протеста, вот и все.Однако ужасно, когда две стороны решают учить друг друга всеми возможными и невозможными способами.Но, несмотря ни на что, надеюсь на лучшее. Иначе, какой смысл вставать по утрам и включать чайник?

Плохо, что все силы страны сосредоточены в столице. Говорю это как 25-летняя не-ереванка. Люблю свой маленький город Алаверди, где всегда одно из двух: либо закрытие медного завода и безработица, либо его эксплуатация и токсичные выбросы. А вообще, хотелось бы больше осмысленности в словах и поступках. Слишком много шума, мусора и шума вокруг мусора.

Хуже транспортной системы в Армении могут быть только разговоры о ней. Да будет благословенно метро.

Патриот, патриотка, патриотята – от этого хочется убежать в «страну оленью». Ну или куда-нибудь, где любовь к дому и забота о нем само собой разумеются, не нуждаются в пропаганде и пустых высокопарных словах.

О секс-меньшинствах и домашнем насилии

Больше всего не люблю, когда в человеке что-то кричит: будь то макияж, одежда, религия или ориентация. Думаю, для любой, в том числе армянской традиционной семьи угрозу представляют узкий кругозор и отсутствие любви.

В словосочетании «домашнее насилие» изначально есть что-то смиренное, неправильное. С насилием надо бороться независимо от классификации. И это в первую очередь борьба того, кто с ним непосредственно столкнулся. Общество будет поддерживать, а потом пойдет домой, наденет халат и будет пить чай. Это нормально. Жить с насилием или нет – выбор каждого. Горячие линии, штрафы, поддерживающие организации ничего не значат, если человек смирился с образом жертвы.

О деньгах, страхах и мотивации

С деньгами обращаюсь по мере их поступления. Больше всего трачу на шоколадные вафли и джинсы-клеш. В одежде я должна быть собой, и, пожалуй, это единственный критерий.

Самый большой страх – страх утраты.

Моя самая большая мотивация – это родители. А еще любовь и стихи Ричарда Бротигана.

О гардеробе, макияже и лишнем весе

Есть одна вещь с удивительной историей. Несколько лет назад я влюбилась в «Пенелопу» Гоар Маркосян-Каспер. Это книга о том, как на фоне Карабахской войны в «темном и холодном» Ереване 90-х, в отсутствии воды и света молодая женщина по имени Пенелопа хочет помыть голову. Тогда мне бы и в голову не пришло, что через два года я окажусь в Таллинне и с прототипом главной героини куплю себе сарафан из льна (при температуре -30) в духе «country» – все как я люблю.

В макияже я безграмотна, но люблю яркую помаду. Часть волос красила в рыжий, пока не надоело. Мне нравится свой натуральный цвет. Хотелось бы больше счастливых лиц в городе, неважно – с макияжем или без.

Лишнего веса нет, есть недостающий. Уверена – главное здоровье. В том числе в отношении к себе и окружающим.

О критике, влиятельных людях и убеждениях

Критика необходима, особенно моих наставников, которых люблю, к которым прислушиваюсь.

Независимо от тенденций и погоды люблю Эмира Кустурицу, Боба Дилана, Паоло Соррентино и йогурт «Нежный». В искусстве 20 века вдохновляет мир Рене Магритта. Сейчас много шума вокруг Бэнкси. Возможно, он из тех, кто задает тенденции и «меняет погоду».

Я верю, что все пути ведут домой.

Фотографии Арсена Саркисяна/NEWS.am

Интервью с другими участниками проекта:

1. Перемены, гендер и мода: женский взгляд (Ани Мовсисян)

2. Перемены, гендер и мода: женский взгляд (Джемма Паноян)

3. Перемены, гендер и мода: женский взгляд (Наталья Залибекян)

4. Перемены, гендер и мода: женский взгляд (Анна Аревшатян)

5. Перемены, гендер и мода: женский взгляд (Инесса Мкртчян)

6. Перемены, гендер и мода: женский взгляд (Елена Геворкова)

7. Перемены, гендер и мода: женский взгляд (Анаит Тадевосян)

8. Перемены, гендер и мода: женский взгляд (Сона Азарян) 

9. Перемены, гендер и мода: женский взгляд (Лилит Мовсисян)

 

 

 

 

!
Этот текст доступен на   Հայերեն
Распечатать
Самое