News
Лента
News
Пятница
Апрель 26
Вся лента

Новости Армении – NEWS.am на пороге 100-летия Геноцида армян в Османской Турции в 1915-23 гг. продолжает публиковать материалы в рамках проекта «Живые».

«Живые». Это истории обычных людей – потерявших детство и родину.

«Живые». Это сто лет памяти и боли, сто лет ожидания возмездия.

«Живые». Это с каждым днем уменьшающаяся горстка людей, не теряющая надежды на признание  - признание их боли.

«Живые». Это 100-летняя МАРГАРИТА МХИТАРЯН

Фарфоровые руки опустились на стол. Нежные, покрытые тонкой сеткой голубых вен, лежат они, безучастные ко всему происходящему (фоторепортаж). 

Со стола все убрали, и лишь по выцветшей скатерти, бывшей некогда в красный горошек, можно было догадаться, что когда-то за ним собиралось много людей. Сейчас рядом с Маргаритой Мхитарян, отметившей 2 января 100-летний юбилей, сидит ее дочь Анаит.

- Этот дом был построен ее руками, - говорит она и добавляет. – Они построили его со свекром в 1950 году, много лет спустя после бегства из Турции.   

Впрочем,  историю этой семьи следовало бы  вести с начала 20-ого века, с молодой армянки по имени Таргюль,  без оглядки бегущей по людным улицам родного Карса. Ее муж и родители жестоко убиты в ходе стычки с турецкими военными, и женщина с 3-летним сыном Адибеком на руках спешит в отчий дом, где ждут ее в испуге и растерянности 7 младших братьев. 

- Вскоре их дом подвергся нападению. Он был разграблен и сожжен до тла, - продолжает рассказ Анаит. 

Из горящего дома Таргюль удалось спасти только сына и младшего брата Игита. Остальные 6 ее братьев заживо сгорели у нее на глазах. С этого дня картина красных языков пламени, рвущихся в голубое небо, и отчаянные крики о помощи будут преследовать ее до самых седин…

- Куда ушла Таргюль с детьми?

-  Она вымазала золой их лица, чтобы в случае чего выдать за девочек, и бежала с ними в сторону реки Аракс.

В дороге до них дошли слухи о том, что в Карсе все успокоилось, и  Таргюль с детьми вернулась в город. Там судьба свела ее с Нерсесом  Нерсисяном. Он был вдовцом и в одиночку воспитывал трех сыновей – Егише, Авага и Арташеса. И если в мирное время людей связывает любовь, то в неспокойное их объединяет  несчастье: Таргюль и Нерсес поженились. В 1915 году родилась их первая дочь – нежная и хрупкая Маргарита – награда за выпавшие на их долю страдания. Тогда же стали поступать известия о том, что разбойные нападения на армян в Турции участились. Повсеместно начались массовые грабежи и убийства. Нужно было что-то решать. В 1915 году Нерсисяны оставили свой дом и пешком пустились в дорогу, навстречу туманному будущему…

В 1918 году они, как многие другие беженцы, остановились в Эчмиадзине и поселились в палатке, где спустя некоторое время  родилась их вторая дочь Сейран.

- Вскоре Нерсес умер от тяжелой болезни, и Таргюль с детьми перебралась в село Тхит. Она была очень сильной и трудолюбивой женщиной.

Неудивительно, что ее выбрали председателем сельсовета. 

В 1930-ых годах юная Маргарита вышла замуж за Арташеса Мхитаряна. В 1950 году, как уже отмечалось в самом начале, вместе со свекром Габриэлем они построили дом, в котором она живет  по сегодняшний  день.

 - В 1952 году бабушки Таргюль не стало, - вспоминает Анаит.  Ее смерть была тихой и спокойной. Казалось, что она не умерла, а просто заснула, унеся с собой в безмолвие боль и горечь прожитых дней, говорит Анаит.

Сидевшая все это время молча Маргарита Мхитарян жестом руки дала дочери понять, что хочет лечь. Анаит принесла шерстяную шаль, накрыла исхудавшие плечи матери и помогла ей устроиться на диване.

- Ваша мама всегда была такой тихой?

- Раньше она прекрасно танцевала и с большим удовольствием пела народные песни. Сейчас все зависит от настроения. Но в последнее время она действительно все больше молчит, иногда только вспоминает кого-то из родных.

- Сколько в семье Мхитарянов родилось детей?

- Нас было 8. Три брата и 5 сестер. Сегодня с нами нет Вараздата, Спартака и  Риммы…

- Что стало с домом дедушки в Карсе? Вы что-нибудь об этом знаете?

- Тогда его заняли курды. Кто знает…может, они до сих пор там живут, - с грустью и некоторым смирением говорит Анаит. 

Из окна кухни, в которой мы сидим, виднеется покрытый дымкой благородный Арарат. Гора является символом Родины для каждого армянина в любом уголке мира, и упоминание о ней в этой истории вовсе не случайно. В 1986 году в  армянских и турецких газетах поднялось много шума из-за некоего Гамлета Нерсисяна. 4 августа он вместе с отцом и сыном Барсегянами добрались из Лос-Анджелеса в Турцию и в обход турецким властям поднялись на Арарат. 

- Вы знаете, кем он был? Гамлет – внук Егише, - поясняет Анаит и отмечает, - он все время твердил, что поднимется на гору, за которой остался дом его дедушки. Чего бы это ему ни стоило.

Ани Афян

Фото: Арсен Саркисян

Предыдущие материалы в проекте «Живые»  

100 лет в ожидании покаяния: Хосров Франгян,

 100 лет в ожидании покаяния: Аревалуйс Амалян

!
Этот текст доступен на   Հայերեն and English
Распечатать
Читать также:
Все
Самое